Этигилма Батуева
Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность
в формировании коммуникативной компетентности
дошкольного и начального общего образования
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Преемственность – принцип изначально положенный в основу системы непрерывного образования. Реализация его дает возможность создать благоприятную среду для развития ребенка. Наше дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка.
Публикация «Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Деятельность педагогического коллектива ориентирована на гармоничность развития дошкольника, которая заключается в примерно одинаковом уровне развития всех показателей интеллекта.
Подготовка ребенка к школе - это не сиюминутный процесс, а длительная, кропотливая работа в течение всего периода дошкольного детства. Психологическая готовность к школе возникает постепенно, как итог всей дошкольной жизни ребенка.
Дошкольный и младший школьный периоды наиболее чувствительны именно к факторам окружающей среды. Насколько эта среда будет комфортной для роста, развития, здоровья ребенка - покажет время. Но до тех пор, пока человек растет, окружающей средой будет организация его жизнедеятельности: условия и организация развивающего и воспитательного процесса, взаимоотношения между ним и взрослыми, между ним и другими детьми, а также соответствие требований со стороны взрослых, предлагаемых ими программ обучения индивидуальным возможностям ребенка. Ответной реакцией человека на факторы окружающей среды в более старшем возрасте станет его стиль поведения. А поведение, как хорошо известно, формируется опять же в детстве под влиянием окружающей среды. Поэтому мы считаем, что педагогам ДОУ и младших классов необходимо знать не только сами факторы окружающей среды, но и их влияние на развитие и здоровье ребенка.
Наша цель - создать все зависящие от нас условия для того, чтобы помочь каждому ребёнку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.
Дети учатся в любой окружающей среде, в которой они находятся.
Самое главное она должна внушать ребёнку доверие, чувство принадлежности, давать ощущение независимости и безопасности, а также чувство того, что у него есть право на собственную «личную жизнь» - он может побыть один, у него есть своё место и вещи.
Созданная нами среда способствует тому, что ребёнок проявляет собственную инициативу, пробует делать что-то новое, это развивает его самооценку и способствует становлению чувства успеха.
В основе создания предметно - развивающей среды - психолого - педагогическое обоснование - учёт склонностей педагогов, - потребностей и возможностей детей.
Дети и взрослые являются творцами своего предметного окружения.
Принцип развивающего обучения предъявляет определенные требования к дошкольному образованию, в том числе и к речевому развитию детей. Уровень развития речи является надежным и информативным критерием «школьной зрелости». В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, обогащается словарный запас и грамматический строй его речи. Обучение языку мы рассматриваем не только в лингвистической сфере, но и в сфере общения детей со сверстниками и взрослыми. Отсюда важнейшей задачей становится формирование не только культуры речи, но и культуры общения. Педагогами созданы авторские методические разработки: по развитию речи, риторике, этике, театрализованной деятельности.
Языковой опыт ребенка формируется на основе понимания психологических и лингвистических законов усвоения фонетики, лексики и грамматики языка. Только комплексное развитие речевых умений и навыков дает положительный результат.
Развитие ребенка в нашем ДОУ носит целостный характер. Особое внимание воспитателей обращено на то, что готовность ребенка к школе определяет не специальная подготовка (технические навыки чтения и графические умения, а социальная зрелость ребенка, его интерес и желание стать школьником, «багаж» реальных представлений о школьной жизни и умение строить коммуникативные каналы.
Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты, составляющие основу коммуникативной и речевой компетенции :
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
- умение слушать собеседника.
Наиболее значимыми являются 2 аспекта:
1) Общение и взаимодействие, т. е. умение предъявлять в устной или письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей точки зрения;
2) Работа в группе, т. е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаимодействия.
Успешность процесса формирования у дошкольников указанных компонентов коммуникативно-речевых компетенций создает основу для развития коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, что позволяет обеспечить преемственность коммуникативно-речевого развития детей.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Что бы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетенцию и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом, нами была сформулирована тема экспериментальной работы «Преемственность
в формировании коммуникативных компетенций при переходе от дошкольного к начальному общему образованию».
Цель проекта – создание (проектирование) условий формирования коммуникативных компетенций дошкольников.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1) Разработка Программы коммуникативных компетенций для предшкольного возраста.
2) Разработка научно-методических основ, методов и средств оценки сформированности коммуникативныъх компетенций, включая систему типовых задач на основе выделения критериев и требований к инструментарию их оценки.
3) Создание развивающей среды ДОУ для развития коммуникативных компетенций.
4) Разработка методических пособий в помощь родителям для занятий с детьми.
Дошкольник, овладевший коммуникативно-речевыми компетенциями, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения: традиционной или развивающей.
Взаимодействие МДОУ и школы, обеспечивающее создание единого образовательного пространства и преемственности в развитии ребёнка, строится с учётом современной социальной ситуации.
Одним из направлений этой взаимосвязи является обеспечение качественного психолого-педагогического сопровождения ребёнка, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшие задачи мы стараемся успешно решать в условиях разностороннего взаимодействия детского сада и начальной школы, так как наше дошкольное учреждение выступает в качестве открытой, готовой к диалогу со школой и общественностью воспитательно-образовательной системой, чему способствует расположение сада в здании самой школы.
Реализация принципа преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием осуществляется нами посредством координации деятельности МДОУ и школы в течение ряда лет на договорной основе. Договор со школой заключается в:
- обеспечении преемственности в развитии ребёнка,
- создания единого образовательного пространства, способствующего эмоционально-целостному, социально-личностному, мотивационному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности.
Традиционными в практике сотрудничества педагогов МДОУ и учителей начальных классов школы являются:
• мероприятия (научно-практические конференции педагогов МДОУ и учителей начальных классов);
• Встречи с родителями в рамках групповых и фронтальных форм педагогического просвещения;
• Организация совместных праздников;
• Организация совместного досуга и деятельности дошкольников и младших школьников;
• Дни открытых дверей.
Со школой разработано приложение к договору, согласно которому проводились такие мероприятия, как:
• Проведение зимних игр на воздухе с детьми всех возрастных групп;
• Проведение благотворительных акций:
- благоустройство зимней игровой площадки,
- оснащение предметно-развивающей среды игровым оборудованием и оборудованием по трудовому воспитанию,
- пополнение фонда библиотеки МДОУ детской, художественной и познавательной литературой.
В практике нашего дошкольного учреждения и школы существуют продуктивные формы сотрудничества : экскурсионное знакомство детей подготовительной группы со школой, родительские собрания в подготовительной группе с участием администрации и учителей школы, Дни открытых дверей в школе для родителей подготовительных групп.
Благодаря постоянному сотрудничеству МДОУ со школой у старших дошкольников, а также у выпускников и у их родителей формируется желание активно взаимодействовать в социуме, что и обеспечивает им социальную зрелость и компетентность, формируется позитивный образ современной школы.
Таким образом, преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка в МДОУ и начальной школе, способствует сохранению и укреплению его физического и психического здоровья, а это – важнейшая задача образования и его основной результат.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М. : Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996.- С. 123-134.
2. Копытина М. Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников : монография. - Ростов на/Д., 2004.- 208 с.
3. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.- 160 с.