ирина родыгина
Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение на тему: «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в МБДОУ детском саду № 29»
Подготовила : Родыгина И. В., старший воспитатель.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту,
художественно-эстетическое развитие предполагает развитие у детей
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального изобразительного, мира природы,
Публикация «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование
элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора, стимулирование переживания
персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей. Для того чтобы реализовать в полной мере требования федерального стандарта по художественно-эстетическому развитию, необходимо создать систему работы по данному направлению, обеспечивающую эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
(слайд 2)
Система работы по художественно-эстетическому развитию включает в
себя определенные компоненты, тесно взаимосвязанные между собой.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит
путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Поэтому необходимо создать основу, фундамент для развития творческих способностей. Этим фундаментом является развивающая предметно-пространственная среда.
(слайд 3)
Развивающая предметно- пространственная среда по художественно-
эстетическому развитию в ДОУ включает в себя:
- Музыкальный зал, оборудованный всей необходимой техникой и
материалами для образовательной деятельности, развлечений, утренников и досугов.
- Отведено место, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых, а также декорации, атрибуты и т. д.
- Центры творчества, музыкальные и театрализованные центры,
расположенные во всех возрастных группах, в которых собраны
все необходимые материалы и инструменты для развития творческих способностей детей в соответствии с возрастом.
- Литература по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством, репродукции картин русских и зарубежных художников, демонстрационный и дидактический материал по художественному творчеству, необходимый для
освоения программы, имеется как в группах так и в методическом кабинете.
- Многофункциональные ширмы, которые используются не только для театрализованной деятельности, но и как место для уединения, где дети могут отдохнуть, спокойно пообщаться со сверстниками. Ширмы также используются для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Магазин», «Аптека», «Библиотека», «Школа», «Детский сад» и др. В ДОО оборудован музей, который предназначен для формирования интереса к искусству, к культуре своего народа.
(слайд 4)
Повышению профессионализма и качества работы каждого воспитателя
способствуют педагогические часы, мастер- классы. Организуются конкурсы для педагогов. Например каждый сезон мы организуем конкурс «Сказки на окне», где в процессе создания сюжета сказки, все педагоги освоили технику вытыканки.
(слайд 5)
В основной общеобразовательной программе дошкольного образования
ДОУ художественно- эстетичекое развитие дошкольников включает следующие разделы.
Большое место в работе с детьми по изобразительной деятельности занимает работа средствами нетрадиционных техник.
(слайд 6)
В ходе образовательной деятельности с использованием нетрадиционных
техник у дошкольников формируются и совершенствуются самые разнообразные навыки изобразительной деятельности. Они учатся комбинировать различные, иногда несовместимые на первый взгляд, разнофактурные материалы, совершенствуют навыки лепки, рисования, аппликации.
(слайд7)
В нашем дошкольном учреждении реализуются дополнительные образовательные услуги на бюджетной основе. Кружок «Лего- робот». Программа кружка направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.
(слайд 8)
Гончарная- мастерская «Чудеса из глины», здесь ребята знакомятся с предметами декоративно- прикладного искусства русского народа сделанных из глины - одного из самых распространенных природных материалов.
(слайд9)
Для развития творческих способностей детей педагоги всех возрастных
групп используют такие инновационные технологии.
Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Где воспитатель специально организует а дети самостоятельно выполняют комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
ИКТ педагоги нашего детского сада активно используют в образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации при знакомстве с народным творчеством, явлениями природы, декоративно-прикладным искусством и т. д. Показ видеофильмов и презентаций дает детям возможность увидеть красоту природы, почувствовать характер животных, услышать пение птиц, что способствует более точному их отображению в детских работах.
Более подробно хочу остановиться на музейной педагогике. (слайд10) Музейная педагогика… Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. В связи с чем возникает вопрос, часто ли наши дети бывают в музеях? Чтобы это выяснить мы провели опрос- анкетирование среди родителей, и выяснили что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в станице, где нет музеев. Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, так как дети еще «маленькие», по мнению родителей.
Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Мы стали использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе. В нашем детском саду оформлен музей Кубанского быта, ребята с удовольствием посещают его. Но так как этот музей привязан к одной тематике и имеет соответствующие экспонаты, нарушать экспозицию мы не можем. И воспитатели стали создавать мини- музеи в группах. Ставя перед собой следующие цели и задачи.
(слайд 11)
Важная особенность мини- музеев в нашем детском саду — это участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини- музея. Активно участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини- музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини- музеев, мы опираемся на следующие принципы: - это партнерство родителей и педагогов;
(слайд 12)
В процессе работы родители постепенно, стали активными участниками создания мини- музеев в группах. Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, оформляют экспозиции, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сближает родителей и детей, делает их настоящими партнерами. За небольшое время работы по данному направлению педагогами нашего ДОУ совместно с воспитанниками и их родителями были созданы разнообразные коллекции, все они в последствие стали экспонатами и были представлены в экспозициях наших мини- музеев.
(слайд13,14,15)
В детском саду организованы мини- музеи различной тематики.
Представленные в мини- музеях экспонаты красочные, многие из них сделаны руками наших воспитанников и их родителей, вызывают живой познавательный интерес у детей. А с какой гордостью дети рассказывают об экспонатах мини- музея, которые подарили именно они!
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции. Наши воспитанники усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей; приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
(слайд16)