Татьяна Синченко
Конспект занятия «Символика России»
▼ Скачать + Заказать документы
«Символика. Герб, гимн»
Цель урока:
1. Воспитание патриотизма, уважительное отношение к флагу, гербу, гимна нашей страны.
2. Воспитанию любви к Родине, к своему народу.
3. Развивать познавательный интерес, процесс зрительного восприятия, памяти, мышления.
Используемое оборудование:
Демонстрационный материал:
- иллюстрации о Москве,
- портрет В. В. Путина,
- глобус,
- герб,
- флаг
- карта России
- запись гимна.
Раздаточный материал:
- листы бумаги,
- цветные карандаши,
Публикация «Конспект занятия „Символика России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
- полоски цветные: белая, синяя, красная.
Используемые ЦОР:
1. Презентация для занятия "Символы России".
2. Музыкальное сопровождение к занятию
- Бой курантов
- Гимн РФ
- Песня О. Газманова "Москва "
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети построены в раздевалке, включается грамзапись в исполнении О. Газманова «Москва».
Дети входят в группу, идут кругом, выполняют упражнение «Плечо друга». После выполнения остаются в кругу.
«Плечо друга»
(Дети стоят в кругу на ковре. Каждый ребё нок кладет руку на плечо своему товарищу и говорит слова-определения какой он друг: добрый, справедливый, умный, красивый, нежный, ласковый, преданный, чуткий, правдивый, мудрый, неглупый, честный, сердечный, внимательный, заботливый, отзывчивый, участливый).
Воспитатель: Ребята, какие замечательные у нас дети в группе. Наша группа – это большая дружная семья. Страна, в которой мы живём – это тоже большая и дружная семья.
Воспитатель:
Утро наступает,
Солнышко встречает.
Друг на друга посмотрели
И на стульчики присели. (Дети проходят на стульчики)
Воспитатель: В космосе бескрайнем
Что-то вдруг случилось,
Ярким-ярким светом
Солнце засветилось.
Осветило звезды.
Разные кометы,
И согрело нашу
Круглую планету.
На планете этой есть леса и горы,
Океаны синие, бескрайние просторы.
На планете этой мы живем друзья,
И гордо называем мы её (земля).
(Воспитатель с детьми рассматривает на глобусе, как расположены леса, моря, горы.)
Воспитатель: На планете этой много разных стран. Но самая большая наша страна. Ребята, а как она называется? (Россия)
Чтение стихотворение «Что мы Родиной зовем?»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель: Ребята, наша Родина – огромная и богатая страна, у нее славная история, которой мы с вами должны гордиться. А как, мы еще можем назвать Россию?
Дети: Россию можно назвать Отечеством (Родиной- матушкой, Отчизной)
Воспитатель: Люди, которые живут, в нашей стране называются?
Дети: Люди, которые живут, в нашей стране называются Россияне
Воспитатель: Ребята как называется наша Родина?
Дети: наша Родина называется Россия
Воспитатель: Молодцы ребята, но это малая часть того, что нам предстоит узнать о нашей родине. Вы согласны?
Дети: Да!
Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Он называется столица. У нас с вами он тоже есть. А название столицы я вам предлагаю угадать.
Здесь твое сердце Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем города российским ты глава,
Столица наша славная
Дети: Москва
Воспитатель: А кто знает, как называется самая большая и самая главная площадь нашей родины? (Красная площадь).
В Москве, на Красной площади,
Крепость возвышается,
С башнями красивыми
-Кремль называется.
А на башне со звездой,
Каждый час мы слышим бой.
Часы огромные время отбивают,
Их курантами люди называют… (Звучит бой курантов)
Воспитатель: Ребята как называется столица (главный город) нашей Родины?
Дети: столица нашей Родины называется город Москва
Воспитатель: У каждого человека есть самый главный орган – это сердце, так и у нашей страны есть самый главный город- Москва. Поэтому и говорят, Москва - сердце России.
А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультурная минутка «Зарядка».
«А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись
Через правое плечо,
Через левое ещё,
Дружно присели
Пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз». (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал вверх. Далеко был виден это знак. Со всех сторон к воину с такой палкой стягивался народ. А палку с пучком травы так и стали называть – СТЯГ. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Но вот кто-то придумал вместо травы или конского хвоста поднимать прикрепить кусок ткани. Ткань развивалась, трепетала на ветру, и такой знак был виден еще дальше и еще лучше. Так и появились первые флаги. Каждый город, каждое войско свой флаг раскрашивали по своему.
У каждого государства есть свои отличительные знаки - это флаг, герб, гимн. Есть они и у России. Это символы, при виде которых каждый человек может догадаться о какой стране идет речь. Ребята, посмотрите внимательно на Российский флаг, и скажите, где бы вы могли его видеть? (работа с опорными картинками).
Дети: Российский флаг можно увидеть на праздниках, на демонстрациях (над зданиями администрации Президента, в программах по телевизору).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень внимательны и наблюдательны. А сейчас давайте рассмотрим флаг.
Воспитатель: Российский флаг - это полотнище прямоугольной формы, состоящие из трех горизонтальных полос.
Воспитатель: А какие цвета вы видите на флаге?
Дети: на флаге цвета: белый, синий, красный.
Воспитатель: Ребята, я вам расскажу, что обозначает каждый цвет нашего флага. Как вы считаете, что бывает белым?
Дети: белым бывает: облако, снег, пена моря….
Воспитатель: Белый цвет- цвет чистоты, святости, благородства, откровенности.
Воспитатель: А что бывает синим?
Дети: синим бывает: река, море, небо.
Воспитатель: Синий цвет обозначает верность, честность, свободу и величие.
Воспитатель: Ребята, а что бывает красным?
Дети: огонь, цветы, закат.
Воспитатель: Красный цвет - обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество.
А еще в древние времена красным называли всё красивое. Например: весна - красна, красно - солнышко, красна-девица, то есть красный цвет обозначает красоту.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему полосы на российском флаге расположены так, а не иначе? (Ответы детей)
Воспитатель: Затрудняетесь, хорошо я вам расскажу: Красная полоса - наша прекрасная, красивая земля. Над землей синее небо - это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе.
Воспитатель: Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым?
Дети: Добрые дела, поступки, улыбки, дружба.
Игра «Будь внимателен!»
Детям дают карточки с условным изображением стягов: с цветными ленточками, разноцветными шариками, со звездочками и шишками. У педагога на столе либо такие же изображения, но в уменьшенном виде, либо реально изготовленные стяги.
Дети берут свои карточки, становятся в полукруг. Затем внимательно рассматривают свои карточки, запоминают изображение и кладут ее на пол перед собой изображением вниз.
Педагог становится перед детьми. На небольшой столик, стоящий рядом, выкладывает стяги. Затем поочередно в разной последовательности поднимает их. Те дети, чей стяг одинаков с поднятым, должны присесть и поднять свою карточку, показать тем самым, что они не ошиблись. (сначала игра проводится в более медленном темпе, а когда дети хорошо усвоят правила, темп ускоряется.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как вы хорошо поиграли!
Кроме флага, отличительным знаком страны является герб. История герба, как и флага, начинается с тех времен, когда наши предки были очень воинственны, и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды оружия вы знаете? (ответы). А что защищало воина? (доспехи, щиты). Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был один и только у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит был большой и рисунок на нем был хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть ГЕРБОМ. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить дурными поступками.
Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят его в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. И герб рыцаря-хозяина теперь становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами вывешивался щит-герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб, знал. Что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.
Давайте рассмотрим герб России. (Показ герба). Что вы видите в центре?
Дети: в центре герба мы видим Орла.
Воспитатель: Расскажите о нём, какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Воспитатель: Как вы думаете, почему изображён орёл?
Дети: Это необычный орел, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц.
Воспитатель: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое.
У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу.
В центре большого герба находится щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом. Этот щит и есть герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России.
Воспитатель: Где можно увидеть герб?
Дети: на монете, на печатях, на госучреждениях,
Воспитатель: его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.
Воспитатель: что вы увидели на монетах?
Дети: мы увидели на монетах герб.
Воспитатель: герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривание)
У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
В. Степанов.
Воспитатель: кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.
Воспитатель: Чему посвящён гимн?
Дети: гимн посвящён нашей Родине, нашей стране, нашему народу.
Воспитатель: гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.
Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова :
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Т. Попова
Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.
Воспитатель: У каждого человека есть малая Родина – это место, где человек родился и живёт. Нарисуйте малую родину – любимый город (вашу семью, друзей)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: почему это нарисовали, что означает рисунок?
(Дети рассказывают, что нарисовали).
Итог занятия.
Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие. Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми.
Пока мы ещё маленькие, мы пока не можем ничего для России сделать. Но мы можем сделать нашу страну крепкой и могучей, если будем любить своих друзей и близких, не будем ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.