Надежда Артонова
Урок литературы 5 классе «Дорога к правде и добру по рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературы в 5 классе. Учитель: Артонова Н. И.
Тема: Дорога к правде и добру по рассказу В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Цели:
1. Работа над проблематикой рассказа, в том числе проследить с учащимися, как выкристаллизовывалась жизненная позиция Васи на протяжении рассказа.
Публикация «Урок литературы 5 классе „Дорога к правде и добру по рассказу В, Г, Короленко „В дурном обществе“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Литература. Уроки литературы
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
2. Развивать навыки монологической речи, умение вести дискуссию, отстаивать аргументировано свое мнение, умение применять литературоведческие термины.
3. Пробуждать чувства учащихся, подвигать их к сопереживанию и действенной помощи другим людям.
Методы работы на уроке :
1. Словесный
2. Наглядный
3. Проблемно-поисковый
4. Репродуктивный
5. Стимулирование активности учащихся
Формы работы:
1. Общеклассные
2. Парные
3. Индивидуальный
Тип урока : урок применения полученных знаний. Смешанный (комбинированный)
Направления работы на уроке :
1. Развитие творческих способностей
2. Развитие коммуникативных навыков
3. Развитие речи учащихся
4. Нравственные установки
Ход урока
Задачи для учащихся:
1. Проследить на протяжении урока на основе знаний текста дорогу к правде и добру Васи
2. Определить какими выразительными средствами пользовался писатель, рассказывая о событиях.
3. Узнать какие композиционные проблемы использовал Короленко и почему.
4. Обсудить проблему, отраженную в рассказе с позиции нашего времени
5. Выразить свое отношение или свое мнение к проблеме.
Для разминки – Викторина
Вывод
Викторина – разминка (на знание текста)
1. Сколько лет Валеку?
2. Волосы Сони и Маруси
3. Что за странный предмет был на полу в часовне?
4. Какая птица вылетела из темного угла часовни?
5. Кусты, каких растений росли, прикрывая часовню? (жимолость, сирень, черемуха)
6. В какую игру играли дети в часовне?
7. Что ответил Вася на вопрос своего товарища, вернувшись из часовни: «Что там было?» (Разумеется, черти)
8. «В эту минуту сказался сын моего отца», - В какую минуту? (когда отец спрашивал, кому он отнес куклу)
9. Каким цветом вспыхивали по ночам огоньки на могилах часовни?
10. Что такое обет?
11. Для чего у меня яблоки? Булочки? Кукла? (Да, это предметы, которые сыграли немаловажную роль в жизни наших героев, особенно кукла)
12. Какое самое «лучшее архитектурное украшение» было в городе?
Беседа с элементами дискуссии
1. Постройте рассуждение на тему : «Какое название рассказа наиболее целесообразно?» :
А) «В дурном обществе»
Б) «Дети подземелья»
2. Какова тема произведения?
А) Жизнь простых людей, в частности детей в Царской России
Б) Повесть о детской дружбе
3. Композиция рассказа, ее особенности. Какие композиционные приемы использует автор?
А) Повествование ведется от первого лица
Б) Рассказ построен на сопоставлении портретов, характеров, обстоятельств, описаний, контрастов.
4. Приведите в доказательство фрагмент монолога (Моя мать)
5. О чем говорит прием использования автором повествования от первого лица? (о достоверности и автобиографичности)
6. Прочтите из текста 1-2 мрачных пейзажа. Что помогают они увидеть нам, современным читателям? (Воссоздать картины жизни детей, жалкой, трагичной картины нищеты, страданий)
7. Все в рассказе построено на контрасте. Определите ключевые фразы в портрете Маруси (цветок, выросший без лучей солнца)
Сони – кругла, как пышка, упруга, как мячик
8. Коль мы говорим о ключевых словах, назовите ключевое слово в описании замка и часовни. (зловещий)
9. Как вы считаете, почему Вася – мальчик из порядочной, обеспеченной семьи, бродяжничал?
Это была реакция Васи на равнодушие отца.
10. Был отец Васи «плохим отцом», «негодяем»? Исследуйте проблему. В чем истинная причина этого?
11. Сценарий первой встречи Васи и Валека. Сыграйте ее. На ваш взгляд достоверно?
12. Почему не произошло драки?
13. Возникла дружба, настоящая. На чем она основывалась? (на взаимопонимании, доверии, преданности)
14. Какие выразительные средства использует автор?
Портрет, сравнение, контраст, описание, пейзажи, монологи, диалоги.
Диалог – это важное средство для раскрытия темы – понимание детской души, детской дружбы.
Какие диалоги использует Короленко? Между кем?
15. Как Валек влияет на развитие отношений Васи его отца? (то, чего не хватало Васе, появилась надежда на то, что отец любит его)
16. Чему научило, по-вашему, Васю общение с Валеком и Марусей?
17. Можно ли воровать? Почему Вася должен смириться с тем, что жители подземелья занимаются воровством?
18. Чем вам интересен Валек?
19. А Вася? Он показан в движении, внутреннем измерении. Диалектика души Толстой. Вы тоже меняетесь внутренне.
Направление этого движения – это путь к людям, к правде, к добру. Из бродяги он превращается в доброго, сострадательного человека.
20. Тыбурций говорит:
«Может это и хорошо, что твоя дорога пролегла через ношу»
Согласны ли вы с этим утверждением?
А можно ли эти же слова и к Васе отнести? Мог бы их Вася сказать?
21. Какова, по-вашему, главная мысль этого рассказа?
(Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам и вернула добрые отношения с отцом. Валеку и Марусе скрасила безрадостную жизнь)
22. На ваш взгляд, рассказ, написанный в 1885 году, более двухсот лет назад, актуален и сегодня? Если да, докажите это.
23. Вернемся к началу урока. Обет. Так какой же, по-вашему, обет дали Вася и Соня у могилки Маруси? (Не забывать о страдающих, помогать им.)
24. О какой же тайне идет речь? Кто догадывается? Кто попытается ее раскрыть? Кто такой, по-вашему, Федорович, упомянутый отцом Васи?
25. А теперь сделайте вывод о том, какой должна быть ваша жизненная позиция.
26. Ребята, оставил ли в вашем сердце хоть какой-нибудь след рассказ Короленко? Если не секрет, какой?