Лучший педагог года

Шаблон и трафарет на занятиях по лепке для обучающихся с нарушением интеллектуального развития

Баранова Наталья
Шаблон и трафарет на занятиях по лепке для обучающихся с нарушением интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы

«Шаблон и трафарет на занятиях по лепке для обучающихся с нарушением интеллектуального развития».

Педагог дополнительного образования,

МБУ ДО «ДПЦ «Радуга»

Наталья Юрьевна Баранова

«Ум ребёнка – находится на кончиках пальцев»

Василий Александрович Сухомлинский

В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

Публикация «Шаблон и трафарет на занятиях по лепке для обучающихся с нарушением интеллектуального развития» размещена в разделах

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Это отражено, например, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 42, 55, 59, 79).

С 2015 года в МБУ ДО «ДПЦ «Радуга» реализуется адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Соленые кружева» художественной направленности, ориентированная на формирование основ эстетической культуры в процессе освоения приемов тесто пластики обучающимися 6-11 лет, в том числе детьми с ОВЗ.

АДОП «Соленые кружева» спроектирована с учетом особых образовательных особенностей детей с НОДА, с нарушениями слуха и речи, с нарушением зрения.

В 2019-2020 учебном году по заявке педагогов и родителей дошкольных групп компенсирующей направленности МБОУ СШ №5 АДОП «Соленые кружева» реализуется для групп детей с ЗПР и умственной отсталостью.

Определимся с понятиями:

Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Под умственной отсталостью (УО) понимают стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

Распределение детей в группы коррекционной направленности, в которых реализуется АДООП «Соленые кружева», имеет условный характер, так как не всегда зависит от реального состояния здоровья ребенка. Принятие или непринятие ситуации со здоровьем ребенка родителями, их желание - адекватное или противоречивое во многом решает, поместить своего ребенка или нет в условия и группу детей, соответствующие диагнозу. К тому же, по различным классификациям существует от 3 до 5 степеней умственной отсталости, нередко наблюдается сочетание диагнозов (СДВГ и УО, расстройство аутичного спектра и УО, синдром Дауна и УО).

Поэтому работа с детьми этих категорий требует подробного ознакомления с особенностями развития и изучения образовательных потребностей каждого ребенка. Педагог одновременно изучает теоретические данные и на практике знакомится с особенностями целевой аудитории, корректируя содержание, методы и средства проведения занятий.

Отставание в интеллектуальном и психическом развитии у детей с ЗПР и УО сочетается с отставанием в физическом развитии, нарушении моторики движений и ориентации в пространстве.

Трудовое обучение и воспитание — предметная ручная деятельность более доступна для понимания умственно отсталого ребенка, а, следовательно, она позволяет постепенно приготовить ребенка к усвоению более сложных понятий, знаний.

Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей с умственной отсталостью является именно опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.

Занятия лепкой, как и другими видами прикладного творчества, способствуют согласованности работы рук, развитию мелкой моторики, обогащению словарного запаса и развитию речи, наряду с формированием обще учебных умений.

Выбор методов обучения и форм наглядности напрямую связан с особенностью реализуемой программы – в основе АДОП «Соленые кружева» - моно техника в тесто пластике. В данном случае, это выполнение изделия, используя одну из основных фигур для лепки – «жгут». Лепка жгутами напоминает рисование предметом, оставляющим широкий след. Поэтому родилась мысль для детей с умственной отсталостью изготавливать шаблоны для выполнения изделия. Кроме этого необходимо предварительно продемонстрировать предмет, подлежащий изготовлению в реалистичном исполнении (бабочка, божья коровка, улитка, цветок, и др., актуализировать в сознании детей название этого предмета, проговорить название, сопоставить повторно название и предмет, предложить разделить изображения объекта изучения и других предметов, а потом продемонстрировать шаблон и способ его применения. Учитывая разнородность по диагнозу группы детей, желательно шаблон сделать разно уровневым. В ходе занятий стало заметно, что использование дополнительных средств декорирования, таких как крупы, семена, бусины значительно влияют на повышение мотивации и интереса обучающихся.

Как пример, рассмотрим занятие по теме «Улитка Глаша».

Цель: формирование умение выполнять из лепного жгута завиток.

Задачи:

образовательные:

- актуализировать понятие «улитка» - продемонстрировать образ улитки на рисунках и игрушках, повторить особенности улиток (медленные, маленькие, носят на спине свой «домик» - раковину, живут в траве, цвет улитки);

- повторить правила организации рабочего места и работы с материалом (тесто или пластилин);

- повторить способ изготовления лепного жгута и продемонстрировать алгоритм изготовления улитки с использованием шаблона;

- проговорить и повторить последовательность работы по изготовлению улитки;

- выполнить лепное изделие «улитка» с помощью шаблона;

развивающие :

- предоставить возможность обучающимся на этапе актуализации понятия «улитка» внимательно рассмотреть изображения изучаемого предмета, подержать в руках, рассмотреть с разных сторон фигуру улитки (развитие чувственного восприятия);

- способствовать развитию мелкой моторики обучающихся посредством занятия тесто пластикой и декорированием изделий мелкими предметами (крупы, семена, бусины и т. д.)

воспитательные:

- содействовать формированию аккуратности и трудолюбия;

- тренировать соблюдение техники безопасности и правильной организации рабочего места;

- содействовать проявлению дружелюбия и коммуникации детей - предложить дать имя своей улитке и познакомить и подружить ее с улитками других детей.

Для организации практической части занятия разработан разно уровневый шаблон – лист формата А 4, разделенный на 4 части, в каждой части листа – изображение улитки разной сложности (рисунок 1).

Выполняется необходимое количество копий этого шаблона на плотной бумаге, затем листы ламинируются и разрезаются. Каждый обучающийся имеет возможность выбрать или получить (если выбор затруднен) шаблон желаемого или необходимого уровня сложности. Поверх шаблона выкладывается лист прозрачной пленки, на котором изделие выполняется и остается у автора.

Рисунок 1. Разно уровневый шаблон для занятия «Улитка Глаша»

Первый уровень сложности – предполагает раскатать лепной жгут и выполнить завиток в направлении, как показано на шаблоне, то есть «улитка в домике»;

Второй уровень сложности – предполагает разделить тесто на 2 части; раскатать первый лепной жгут и выполнить из него тело улитки по образцу; раскатать второй лепной жгут и выполнить из него завиток в направлении, как показано на шаблоне; расположить «домик на спине улитки», то есть «улитка с домиком»;

Третий уровень сложности – предполагает разделить тесто на 3 части; раскатать первый лепной жгут и выполнить из него тело улитки по образцу; раскатать второй лепной жгут и выполнить из него завиток в направлении, как показано на шаблоне, расположить «домик на спине улитки»; раскатать третий лепной жгут, разделить его пополам и выполнить из него рожки улитки; то есть «улитка с рожками и с домиком»;

Четвертый уровень сложности – предполагает разделить тесто на 4 части; раскатать первый лепной жгут и выполнить из него тело улитки по образцу; раскатать второй лепной жгут и выполнить из него завиток в направлении, как показано на шаблоне, расположить «домик на спине улитки»; раскатать третий лепной жгут, разделить его пополам и выполнить из него рожки улитки; раскатать четвертый жгут и «поставить» на него улитку; то есть «улитка с рожками и с домиком» на дорожке.

По завершению лепки можно предложить бусины, крупы, с помощью которых обозначаются глаза улитки и декорируется домик.

Так же эффективным является применение трафарета, с помощью которого мы сделали новогодние открытки. Это приспособление позволило всем детям получить одинаково хороший результат работы. Для проведения занятия педагог изготовил трафареты (рисунки 2-4) и индивидуально с каждым ребенком выполнил открытку. Кроме трафаретов были использованы губка, белая гуашь и заготовки цветного картона формата А 4 (согнутые пополам) (рисунки 5-6). Несколько минут индивидуальной работы – и открытка готова.

Рисунок 2. Трафарет «Снеговик» Рисунок 3. Трафарет «Дед мороз» Рисунок 4. Трафарет «Елка»

Рисунок 5. Применение трафарета на занятии «Новогодняя открытка» Рисунок 6. Смотр готовых новогодних открыток

Итак, разно уровневый шаблон для лепки позволяет обучающимся дошкольного возраста с различной степенью развития интеллекта выполнить изделие посильного уровня сложности. А применение трафарета вносит разнообразие и делает успешным процесс изобразительной деятельности для любого обучающегося.

Список используемой литературы

1. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. О-75 Основы специальной педагогики и психологии. – СПб. : Питер, 2005. – 304с. : ил. – (Серия «Учебное пособие»).

2. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. 272с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития. Часть 3.Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития. Часть 3. «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности. Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 1 [Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по программе развития (начало). b]Миссия [/b]КУ Леушинской коррекционной.

Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2Долгосрочные проекты школы-интерната для обучающихся с ОВЗ по программе развития. Часть 2 Долгосрочные проекты КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» по Программе развития (продолжение). В предыдущей публикации.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Шаблон и трафарет на занятиях по лепке для обучающихся с нарушением интеллектуального развития
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 12:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Шаблон и трафарет на занятиях по лепке для обучающихся с нарушением интеллектуального развития» (включая файлы) размещена пользователем Баранова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД