Юлия Демарёва
Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов и явлениях окружающего мира. От уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, в значительной степени зависит умственного, физического. Эстетического воспитания.
Публикация «Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего, умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познаниями. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепки, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметов, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух и зрительное восприятие начертание букв. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемое в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного восприятия должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие «сенсорное культура» вошла дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. В основе своей педагогической системе она положила – биологическую предпосылку – жизнь есть существование свободной активности личности. Монтессори требовала одного представить ребенку самому себе, не препятствовать ему в его свободном выборе. Смысл ее метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к саморазвитию, к самовоспитанию, к самообучению, а задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать собственную природу.
В качестве ведущих дидактических принципов, наряду с индивидуализацией, обучение М. Монтессори выделяла таким, как кратность, простоту и объективность, под которой понималась способность воспитателя быть незаметным и сосредоточивать все внимание детей на объекте познания. Также Монтессори считала, что для приобретения сенсорной культуре достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различие формы цвета и величины и других свойств предметов. Такая точка зрения ошибочная, т. к. сенсорная культура – это результат усвоения ребенка сенсорной культуры, созданной человечеством. Так как ребенок воспринимает все это, но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь – то и происходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.
В качестве сенсорных эталонов :
1. Цвета – это семь цветов, их оттенки по светлоте и насыщенности
2. Формы – геометрические фигуры
3. Величины – метрическая система мер.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство, но нужно иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов.