Елена Ткаченко
Сенсорное развитие детей
Статья
«Сенсорное развитие детей»
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувствительного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения, тем шире и многогранное будет получение человеком сведения об окружающем мире.
Публикация «Сенсорное развитие детей» размещена в разделах
Безусловно сенсорное воспитание играет большую роль для всестороннего развития ребенка. Благодаря чувствам, ощущениям и восприятию ребенок познает мир во всем его многообразии. Он учится различать цвета, звуки, формы и величины предметов, ориентироваться во времени. А также развивается умение различать свойства предметов и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного внимания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Большой вклад в разработку вопросов сенсорного воспитания внесла Е. И. Тихеева. Разработанные ею дидактические материалы, игры (особенно игры с природными материалами) направлены на различие цвета, величины, формы, на ознакомление детей со свойствами и качествами предметов все это происходит в игровой деятельности, что способствует лучшему усвоению знаний и формированию представлений. Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, материалов, звуков, количественных и пространственных отношений. Усваивая под руководством взрослых эталонные значения качеств на основе предшествующего собственного сенсорного опыта, ребенок поднимается на новый, более высокий уровень знаний — обобщенных, систематизированных. Знание эталонов позволяет ребенку анализировать действительность, самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности.
Воспитатель использует различные возможности для осуществления сенсорного воспитания. Так, в изобразительной деятельности ребенок усваивает цвета и оттенки, в конструктивной — упражнения в различении формы, величины, пространственных отношений, свойств поверхности; при выполнении движений под музыку различает темп, ритм, характер музыки. Через чувственное восприятие ребенок усваивает понятия «твердый» и «мягкий». Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Воспитатель на прогулке останавливает детей, чтобы послушать, какие звуки слышны вокруг, педагог организует наблюдение.
Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.
Например, игра с песком и водой.
Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания, так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромную роль в процессе умственного воспитания ребёнка. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой».
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.
Таким образом, можно сделать вывод: роль дидактических игр в сенсорном воспитании велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, расширить его кругозор. Способствует формированию личности.
Список литературы
1. Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика. - М. : 1986г. - 415.
2. Логинова В. И. Дошкольная педагогика. - М. : Просвещение — 1989г.
3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М. ; 1981.