Бобрина Мария
Сенсорное развитие детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей младшего возраста
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего возраста» размещена в разделах
Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса ребенка.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности.
Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду.
Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый. Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды, играя с ребенком. В играх с предметами можно использовать различные игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.)
• В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
• Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.
Так же можно использовать и словесные игры, стихи, пальчиковые игры, загадки.
В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.
«Что катится?» Эта игра познакомит ребёнка с формами предметов. Организуйте весёлую игру-соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу, а фигурки, которые нужно катить, пусть будут шарик и кубик. Сначала ребёнку будет всё равно, какую фигурку выбрать, но после некоторых проб он поймёт, что выигрывает тот, кто выбрал шарик. Спросите ребёнка, почему он выбирает шарик, и сделайте вывод, что шарик катится потому, что он круглый.
«Сравни предметы». Перед ребёнком ставится две игрушки. Попросите малыша рассказать, чем похожи между собой эти предметы, а чем различаются. Например, зайка и мишка похожи друг на друга тем, что они пушистые, у них есть глазки, лапки, ушки. Отличаются тем, что мишка – белый, а зайка – серый; мишка – большой, а зайка – маленький. Впоследствии задачу можно усложнить – поставить две машинки или два мяча. Цель подобных упражнений – развитие внимания у детей.
«Оденем кукол». Маленький ребёнок успешно знакомиться с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Дайте ему двух кукол – большую и маленькую – и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, они перепутали свою одежду, попросите ребёнка помочь куклам. Если сначала ребёнок распределит неправильно, не стоит кидаться переделывать его работу, постарайтесь разъяснить ему, что эта одежда слишком маленькая для этой куклы, а эта слишком большая. Подобное занятие способно в значительной степени развивать восприятие ребёнка. кукле принадлежит какой комплект одежды. Пусть он решит эту задачу самостоятельно.
Креативные способы заставить ребенка убирать игрушки.
Уборка за 30 секунд! Игрушки разбросаны по всему дому? Попробуйте 30-ти секундную уборку! По сигналу скажите убрать как можно больше игрушек за 30 секунд. Немножко удачи и ваши детки и не поймут, что убираются.
Используйте ролевые игры. Если вы не можете заставить ребенка убраться, предложите ему ролевую игру! Их может быть множество, главное — фантазия! Например, поиграйте с малышом в охоту тигра на игрушки. Малыш — тигр, который охотится за игрушками, ловит их в мешок и уносит в логово (корзину для игрушек). И не забудьте напомнить ребенку, что тигры очень быстрые, ловкие и громко рычат! Вы очень удивитесь, как много уберет ваш малыш!
На следующий день попробуйте побить рекорд собранных игрушек предыдущего дня. Сделайте уборку увлекательной.
Вместо того, что бы кричать на ребенка и заставлять убираться, превратите уборку в увлекательную игру. Попросите собрать определенное количество игрушек. По мере взросления ребенка, просите собирать игрушки определенного цвета или формы. Например, попросите собрать 5 желтых игрушек и 3 круглых. Ребенок будет настолько увлечен, что даже не поймет, что убирается.
Награда! Мерри Поппинс нашла способ заставить детей убираться. Почему бы и вам не попробовать ее способ? Просто учредите награду за самую убранную спальню и ваш ребенок будет соревноваться даже с вами или отцом. Расставь игрушки и спаси дом от завалов. Если у вас очень много игрушек и бабушки продолжают дарить новые, вам необходимо иметь множество коробок для них.
Рассортируйте их, например, по типу: машинки, кубики, куклы, посуда и т. д. Это поможет и ребенку и вам.
Правило «прихода-ухода» Игрушек очень много и постоянно появляются новые? Заведите правило «ухода-прихода» : как только в дом приходит новая игрушка, старая должна пойти на пожертвование (детские дома или дет. сады) Трудный выбор!
Если вы обнаружили, что ваш ребенок спит на полу, из-за того, что кровать занята игрушками, скажите ребенку выбрать одну, самую любимую. Остальные игрушки уложите в игрушечном гамаке. Если малыш волнуется за свои игрушки, помогите ему их укрыть и укачать.
Складываем в коробки! Если ребенок не играет с некоторыми игрушками, уговорите его положить их в " коробку одного года". Если на протяжении 12 месяцев игрушки не были востребованы, смело отдавайте их другим детям или пожертвуйте детскому дому. Заставляем детей убирать игрушки.
Вы все еще не научили своих детей убирать игрушки? Сыграйте в плохую тетю! В конце каждого дня, все что не убрано отправляется в мамину сумку для покупок и пропадает на 3-4 дня. Ваши дети научатся быстро убираться, так как им будет жаль терять на пару дней любимые игрушки: телефоны, динозавры или пазлы.
Чистим и моем! Купите своим детям их собственные швабры, щетки и салфетки — это всегда стимулирует их быть взрослыми и ответственными. Понятно, что окончательной уборки ждать не надо, но ведь главное начало, научить детей убираться.