Людмила Вершинникова
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал № 2 МАДОУ детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Выступление
на общем родительском собрании
на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
г. Туймазы - 2017
Выступление на родительском собрании
по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
Публикация «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагог - психолог: Вершинникова Людмила Николаевна
Дата проведения: 09.11.2017 года.
Тема: «Окружающий нас мир - это геометрия»
Цель: распространение опыта работы по использованию конструктивно- модельной деятельности в эмоциональном развитии детей.
Ожидаемый результат:
для педагогов:
-создание условий для эмоционального благополучия детей;
для детей :
-умение регулировать своё поведение.
Форма проведения:
выступление в сопровождении презентации.
Ход выступления:
Добрый день уважаемые коллеги! Я расскажу вам, как я используя геометрию в целях обеспечения эмоционального благополучия детей. Как сказал математик, физик, филосов Александр Данилович Александров «Окружающий нас мир-это мир геометрии»
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Программа обеспечивает развитие личности в 5 образовательных областях, которые направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей это :
-обеспечение эмоционального благополучия;
-поддержка индивидуальности и инициативы детей;
-установление правил взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
-построение вариативного развивающего образования;
-взаимодействие с родителями и коллегами по вопросам образования детей.
В детском саду функционирует кабинет педагога – психолога, который условно разделен на центры :
- центр релаксации,
- центр воды и песка,
- центр организованной образовательной деятельности,
- центр логико - математических игр,
- центр методической литературы и пособий.
В этом году получают углубленную психологическую помощь 37 детей. Среди них:
-гиперактивных -17
- агрессивных -9
-тревожных -4
-со страхами -3
-с заниженной самооценкой –5
Для каждой подгруппы детей разработала индивидуальный маршрут развития, который включает:
- педагогическую диагностику (наблюдение за детьми в спонтанной и организованной образовательной деятельности, беседа с родителями, воспитателями)
-организованную образовательную деятельность (индивидуальная работа, игра, общение и т. д.)
Психологическая помощь детям оказывается последовательно.
По обращению воспитателя, выясняю, какая помощь нужна данному ребенку. Наблюдая действия ребенка в спонтанной и организованной деятельности представляюсь, знакомлюсь с ребенком, позже с его родителями. Дети разные, кто-то легко идет на контакт, кто-то присматривается. Если, ребёнок по какой то причине не идет на контакт, то ищу другие подходы. Очень помогает в таких случаях тактильный контакт, так как многим детям не хватает ласки и внимания со стороны взрослого. Моя задача - расположить ребенка к себе.
Следующий шаг, я приглашаю ребенка в психологическую комнату. В кабинете с любовью встречает ребенка хозяйка. Хозяйка кабинета - кукла Юля, яркая, нарядная, мягкая. Увидев хозяйку - куклу Юлю дети проявляют позитивные эмоции. Даю возможность ребенку ближе познакомиться с кабинетом и атрибутами. После нескольких посещений, ребенок проявляет ко мне доверие, интерес. Так я подвожу детей к организованной образовательной деятельности, которая начинается с октября месяца. Сначала беру детей по 1,по2,довожу их количество до4-5.
Организованную образовательную деятельность, начинаю с выяснения настроения ребенка с помощью теста Люшера, методики Вилеевой С. В. «Паровозик»И в зависимости от настроения детей я определяю, что им интересно.
. В ДОУ работает экспериментальная площадка по теме: «Играя в математические игры - познаем окружающий мир».
Учитывая большой интерес детей к моделированию, понимая, что окружающий нас мир – это геометрия, я решила использовать счетный материал (геометрические фигуры) для развития не только эмоций у детей, но и мыслительных процессов:
-сравнение (составление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними)
-анализ (мысленное расчленение объекта на составляющие его части)
-синтез (мысленное объединение частей или свойств в единое целое)
-обобщение (мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам)
-классификация.
В дошкольном возрасте складываются 3 вида действий восприятия:
-действия идентификации (такой- не такой);
- действия отнесения к эталону;
- моделирующие действия.
Моделируя из геометрических фигур различные предметы я соблюдаю 4 способа обследования:
-рассматривание;
- ощупывание;
- рассматривание и ощупывание;
- манипулирование.
Геометрические фигуры рассматриваем, выясняем на ощупь какие они? (гладкие, шершавые, холодные или теплые,из чего сделаны, определяем цвет, форму, размер, сравниваем, такой – не такой, называем одним словом, т. е. обобщаем. Так ребенку помогаю осваивать обследовательские действия.
Прикладываю 2 прямоугольника одного размера и цвета друг к другу и спрашиваю, что получилось (квадрат) Дети соотносят 2 прямоугольника с сенсорным эталоном - квадрат.
Сколько прямоугольников в квадрате (два) Что нужно сделать, чтобы получился у меня дом?Подскажите мне. (Прикладываем треугольник) Сколько и какие фигуры понадобились для дома?. Постройте себе дом (получились разныедома)Дети считают, называют фигуры, сравнивают их, так они учатся сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать. Чем точнее будут сформированы способы обследования предметов, тем совершеннее будет восприятие образа. Значение восприятия в жизни ребенка очень велико, так как оно создает фундамент для развития мыслительных процессов.
Постройки с каждым разом усложняются. Сначала дети строят совместно со мной, затем - в паре, дальше даю задание, чтобы дети самостоятельно в свободной деятельности,используя геометрический материал построили разные предметы. Дети строят в группе, дома и рассказывают мне при встрече, что построили в свободное время, какие фигуры использовали.
Моделируя предметы из геометрических фигур ребенок рассматривает, обследует, сравнивает предметы, находит сходство, различие, анализирует, синтезирует, познает объект, раскрывает его содержание. Исследуя предмет при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных в ходе практической деятельности ребенок познает окружающий мир.
Источниками познания являются:
- чувственное восприятие;
- сенсорное восприятие;
- развитие психических процессов;
- познавательный интерес;
- речевое развитие.
Моделирование предметов из геометрических фигур помогает мне повышать у детей самооценку, развивать психические процессы (ощущение, восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь) детям -регулировать свое поведение, эмоции, чувства, волю.
Спасибо за внимание!