Наталья Федорина
План самообразования «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру» на 2020–2021 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».
на 2020-2021 учебный год.
Выполнила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Федорина Н. И.
Актуальность :
Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен.
Публикация «План самообразования „Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру“ на 2020–2021 учебный год» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой «сенсорного воспитания. Л. А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка».
Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка потому что :
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность, воображение
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.
Цель: повышение педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи:
- совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию в соответствии с ФГОС ДО (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
- повысить компетентность родителей по данной теме через беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, совместную деятельность.
Формы работы с детьми: групповая
Методы и приемы работы с детьми:Сенсорное развитие детей осуществляют через разные формы и методы работы:
- игры–экспериментирования,наблюдения и подвижные игры, дидактические игры, режимные моменты.
План работа педагога :
Изучение периодической печати, знакомство со средствами массовой информации по педагогической проблематике;
• Написание и защита творческой работы;
• Реализация системы занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
• Повышение квалификации;
• Презентация опыта;
• Участие в конкурсах, районных методических объединениях;
• Работа с вычислительной техникой в режиме самостоятельного поиска по банкам педагогической информации, в системе Интернет;
• Посещение библиотек и чтение научно-педагогической литературы;
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- консультация для педагогов;
- стендовая информация;
- родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста;
- открытая НОД;
- презентация темы по самообразованию на итоговом педсовете.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
* сотрудничество через :
- индивидуальную работу,
- консультации,
- родительские собрания,
- беседы,
- совместную деятельность,
- практическую деятельность.
Формы работы с детьми:
- НОД по сенсорному воспитанию;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию;
- Дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- Экспериментальная деятельность.
Работа по теме самообразования выстроена поэтапно.
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа.
* сбор и анализ информации по данной проблеме,
* изучение методической литературы,
* анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,
- подборку дидактических игр :
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
2 этап – проектировочный.
* Разработка и реализация плана работы по данной теме.
3 этап – творческий.
* Приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие сенсорных навыков,
* Создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
4 этап – Итоговый.
* Диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;
* Презентация темы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру».на итоговом педсовете.
Методическая работа
Формы работы Сроки Фома отчета
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой Сентябрь. Список использованной литературы
Создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка В течение учебного года Наличие игр по сенсорному развитию
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» Январь
2020 г. Конспект консультации
Подготовка анкет к анкетированию родителей Март
2020 г. Анкета
Подготовка и проведение родительского собрания Апрель
2020 г. Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии