Знакова Татьяна
«Старинный браслет. Ручное ткачество». Конспект занятия по реализации удмуртского этнокультурного компонента в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект : «Знакомство со старинным браслетом.»
«Суйпоскесэн нылпиосты тодматон»
Конспект занятия в старшей группе
Цель: Продолжать обучать детей ручному ткачеству
Задачи : Образовательные: Познакомить детей с музейным экспонатом. Обогащать речь детей образными выражениями, пословицами,
Вызвать интерес детей к удмуртской культуре
Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом;
Развивающие: Развивать мелкую моторику рук и эстетический вкус; Развивать умение самостоятельно выбирать материалы для творчества
Активизировать словарный запас;
Воспитывающие: Воспитывать желание детей трудиться, доводить начатое дело до конца, усидчивость, терпение.
Материалы: сундучок с предметными картинками, колокольчик, современные и старинный браслеты, разноцветная пряжа, ножницы, спокойная музыка, ручные ткацкие станки для каждого ребенка.
Воспитатель -Пиналъес, асьмеос нош ик вуимы музеямы
-Ребята, мы снова с вами в нашем музее
Воспитатель -Али котыр султомы, ог-огмылы зеч мылкыд сиземы
-Ойдолэ шумпотом шундылы но тылобурдоослы,
(поднимают руки вверх)
-Пальпотись калыклы но
(улыбаются друг другу)
-Ваньмызлы, кин улэ та музъем вылын
(разводят руками)
-Зечбур чукналы
(берутся за руки)
Зечбур анай атайлы
Зечбур ваньмылы!
В:-Пиналъес ойдолэ тодамы ваемы, маин чингылимы
асьмемыз тодматиз ини. (Ребята, давайте вспомним с какими предметами колокольчик нас уже познакомил)
Пин:---(ответы детей)
(В. Показывает с коробки картинки,дети называют предметы на удмуртском языке)
-В: -Нош туннэ чингылимы маин меда тодматоз асьмемыз (С чем же сегодня познакомит нас колоколчик)
-Ойдолэ, сак кылзиськом, кытын меда жингыртоз, маин меда тодматоз (Давайте внимательно послушаем,в каком месте зазвенит и с чем же интересно сегодня познакомит колокольчик)
(жингыртэ удм. манекен дорын звенит возле удмуртского наряда) Нылпиос шедьто суйпоскесэз –дети на звон колокольчика идут и находят браслет)
В-Мар со? (Что это)
Пин. -Браслет
В: -Туннэ чингылимылэн тодматэмез потэ суйпоскесэн
Сегодня колокольчик хочет нас познакомить с браслетом
На запьясте руки девушки носили металлические браслеты
(суйпоскес) встречались двух видов. Одни из них были широкие, а другие узкие.
В:-Кызьы малпаськоды, малы кулэ суйпоскес
-А как вы думаете, для чего девушки браслеты носят
-Из чего этот браслет получили
В:- Молодцы, правильно
-Зечокьес, шонер
В. - А сейчас каких только браслетов нет, всякие, разные вот посмотрите (рассматривают)
В:-Ребятки,а вы хотели бы носить браслет
П:- (ответы детей)
В:-А давайте мы с вами сегодня сделаем сами своими руками браслеты.
Вот посмотрите у меня какие есть,
Как такой браслет можно получить? (соткать)
В:--Давайте сядем за столы, а чтобы наши пальчики хорошо работали мы с ними поиграем
Эшъёс пальчиковая игра
Мынам дас юртт сьёсы -
Киосысь чиньыосы.
Бур киям вить чиньы: 1, 2, 3, 4, 5 (бур киез
возьматоно, чиньыосты лыдъяно).
Палляназ но вить: 1, 2, 3, 4, 5 (паллян киез возьматоно, чиньыосты лыдъяно).
Урдэсаз пуксем п лы –
Сотэк номыр уд лэсьты.
Кыкет ез - азьчиньы:
Яратэ возьматыны,
Мае уд ад иське т.
Куинет ез-шорчиньы,
Самой кузез п лазы.
Нош ньылет ез - нимтэм,
Чус пукыны яратэ.
Берпумет ез чиньы,
Самой пичиез вынзы,
Аслыз ним басьтэм ч льы.
Ваньзы ик вынъёс - эшъёс,
Ог-огзылы юртт сьёс.
(Чиньы сярысь вераку, котькудзэ возьматоно).
В: -Ребятки перед вами ваши ткацкие станочки. Посмотрите на скольких рядах сегодня будем ткать?
П-(ответы детей)
В -Правильно в шесть (куать рядэн)
В: - Ужан кутскемлэсь азьло, ойдолэ нылпиос тодамы ваемы,мар вераны луоз уж сярысь (Перед тем как начинать ткать и чтобы у нас все получилось, давайте вспомним, что можно сказать о труде)
1. Дыртод-астэ сереме учкытод (Поспешишь людей насмешишь)
2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
3. Пичи ке но ужед, ужтэмлэсь уж (Маленькое дело лучше всякого безделья)
4. Ужез яраты, со дышетэ (люби труд он всему научит)
В;- Зечокьес! Нош али кутскомы ужаны
(Молодцы, а сейчас начинаем ткать)
(музыка включается, воспитатель помогает затрудняющимся в ткачестве детям)
В:- Пиналъес, асьмеос суйпоскесмес вуоно пумиськонамы йылпумьялом, но чеберьялом. Ойдолэ учком кинлэн кыче порме (-Ребятки, мы с вами на следующем занятии браслеты доделаем и разукрасим. Давайте посмотрим у кого какие получаются (рассматривают у кого получается аккуратнее, лучше)
В:- Нош али жок вылэ кельтэ уждэс но котыр султоме)
(-Оставим станочки на столе и встанем кружочек)
В: -Туннэ чингылимы маин асьмемыз тодматиз? (ответы детей)
(-Наш волшебный колокольчик с чем нас сегодня познакомил) (ответы детей)
-Кельшиз а тиледлы туннэ музеямы? (ответы детей) (-Вам на занятии сегодня понравилось)
В- Асьмелэн туннэ нош ик сандыкмы тырме выль суредэн
(возьматэ) кызьы нимаське вал? (-Наш сундучок сегодня снова поплнился картинкой,скажите как назывался этот предмет на удмуртском языке)ответы детей -суйпоскес)
В:- А сейчас мы пойдем в группу, сегодня сундучок несет в группу Софья