Жанна Жаркова
Консультация «Семья — мой дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для ребенка есть самое главное педагогическое учреждение, обеспечивающее интимно-личностные отношения, источник общественного опыта. Первая социализация личности происходит в семье. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. Дошкольное учреждение в свою очередь не только высвобождает время родителям для работы, учебы, но и обеспечивает условия для организации детского сообщества. А в этом нуждается каждый ребенок, так как без детского сообщества не может быть полноценного социального развития.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Воспитание детей в семьях существенно отличается от воспитания в детском саду, следовательно, период адаптации детей к новым условиям жизни может быть длительным. В социальной адаптации ребенку должен помочь профессиональный педагог, способный оказать превентивную и оперативную помощь в решении его индивидуальных проблем.
Наш детский сад осуществляет педагогическую, логопедическую, медицинскую, психологическую и социальную работу с детьми дошкольного возраста с 3 до 6-7 лет, имеющими речевые нарушения различной степени. Дети направляются в ДОУ городской медико-психолого-педагогической комиссией.
Прежде чем оказать педагогическую поддержку и помощь ребенку, необходимо оценить, каким образом происходит социальное развитие и адаптация дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Необходимо скоординировать деятельность всех специалистов, воспитателей и родителей по оказанию помощи ребенку в его адаптации к особенным условиям ДОУ. Несогласованность позиций взрослых в таких случаях недопустима, а по некоторым вопросам совершенно необходимо достичь взаимопонимания с родителями. В нашем детском саду ведется работа по комплексному сопровождению ребенка. Различные формы сотрудничества с родителями носят обязательный характер. Это индивидуальные беседы, консультации, анкетирования, тестирования, тренинги, родительские собрания (совместно с детьми, праздники, вечера развлечений, туристические походы, капустники и др.
Работая с семьей в условиях ДОУ, социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей, ведь у детей, посещающих детский сад компенсирующего вида не случайны нарушения речи и задержки психического развития. Во многих семьях этих детей есть те или иные проблемы. Поэтому социальному педагогу следует проявлять такт в общении с родителями.
У молодых родителей мало медико-педагогических знаний, воспитание в семье осуществляется в основном стихийно. Молодые родители не осознают, что они духовно отдалены от своих детей, какими невосполнимыми потерями в становлении растущей личности оборачивается дефицит общения с родителями. В некоторых семьях стремление к материальному благополучию, нежелание отказаться от удовольствий и развлечений жизни резко снижает заинтересованность в воспитании детей. Необходимо проводить активную педагогическую пропаганду, но при этом соблюдать дифференцированный подход к каждой семье. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но, тем не менее, для данного конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. Поэтому работа социального педагога начинается с диагностики внутрисемейных отношений. В этом помогают такие методы, как исследование, наблюдение, беседы и интервью, взаимодействие и обмен информацией с другими специалистами детского сада (врачом-неврологом, воспитателями, логопедом, педагогом-психологом и др., а так же с участковым врачом районной поликлиники, с соседями.
Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы.
Дети из таких семей часто не умеют общаться, они нервозны, добиваются внимания и в то же время его отторгают. Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, они часто конфликтуют со своими сверстниками. Поэтому первостепенной задачей специалистов ДОУ является создание благоприятного психологического климата, внимательное, доброжелательное отношение к детям. Во время этических бесед и специально создаваемых педагогических ситуаций детям в игровой форме прививаются правила поведения в обществе. Манерам поведения, взаимоотношениям с людьми ребенок учится у родителей (членов семьи, воспитателей в детском саду, в коллективе сверстников.