Елена Шейн
Мини-проект «Мой дом — моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИ ПРОЕКТ
«Мой дом - моя семья»
(Методика Л. В. Михайлова – Свирская)
Автор проекта: Е. В. Шейн воспитатель высшей квалификационной категории
Возраст детей: разновозрастная младшая группа (от 1,6 г. – 3 лет)
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятия художественной литературы и фольклора, трудовая, музыкальная, двигательная.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.
Публикация «Мини-проект „Мой дом — моя семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Форма проведения: рассматривание семейных фотографий, иллюстраций, просмотр видеороликов и презентаций о семье, беседы, составление рассказов о членах семьи, отгадывание загадок, дидактические игры, разучивание пальчиковых игр, стихотворений, потешек, чтение сказок, хороводные, подвижные игры, изготовление продуктов детского творчества; разыгрывание игровых ситуаций; сюжетно – ролевые игры.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с февраля по март)
Планируемый результат: Работая над проектом «Мой дом - моя семья» в группе оборудуется нравственно – патриотический уголок; дети получат представление о членах своей семьи, больше узнают о своих ближних; научатся называть по имени членов своей семьи : мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка; будут проявлять любовь и заботу к членам семьи; дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми в семье, будут знать свое имя, фамилию и своих родных близких;
совместная деятельность укрепит детские – родительские отношения.
Презентация проекта: Презентация проекта в виде мультимедийной презентации; выставка «Моя дружная семья».
Проблема: При изучении с детьми такой близкой темы, как «Семья» мы не предполагали, что вызовет большие затруднения. Начав изучение данной темы, выяснилось, что трудно работать с детьми на опосредованном иллюстративном материале. Проведя небольшое тестирование, мы определили, что дети плохо владеют информацией о своей семье, ближайших родственниках: маме, папе, сестрах, братьях, бабушках и дедушках - о своей семье.
Актуальность проекта:
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Актуальность заключается в том, что данный проект поможет детям получить более широкие знания о своей семье и ее близких родных людях. Сформируются у детей представления о необходимости заботиться о своих ближних и любить их.
Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. В семье все любят друг друга и заботятся друг о друге.
Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о семье.
Задачи:
- Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
- Формировать у детей умение называть членов своей семьи, устанавливать родственные связи;
- Расширить представление о семье через организацию разных видов детской деятельности;
- Вызвать у детей интерес к собственному имени, положительные эмоции о своей семье;
- Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки;
- Развивать у детей умение выражать свои чувства, такие как радость и нежность;
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение, уважение к своим родным, желание помогать им;
- Создать условия для благоприятного взаимодействия и установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка;
- Вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
Этапы работы над проектом:
1 этап – погружение в проект
• Изучение информации по данной теме в различных источниках литературы и в сети Интернет;
• Разработка и составление план работы с детьми и родителями по данной теме;
• Сбор информации, материалов по данной теме;
• Организация предметно - развивающей среды;
• Подбор детской, познавательной литературы, методических пособий;
• Подбор мероприятий, консультаций, буклетов для родителей по данной теме;
• Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
• Подбор стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, потешек, русских народных сказок;
• Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций по теме «Моя семья»;
• Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, игровых ситуаций на семейную тематику.
2 этап – организация деятельности.
1. Тематические беседы на темы: «Моё имя», «Кто живет в моей семье?», «Какая у меня мама?», «Что мама делает дома?», «Как мама заботится о нас?», «Как я могу заботиться о маме, папе?», «Моя семья», «Моя бабушка», «Как мы любим своих родителей?», «О моих братьях и сёстрах», «Моя любимая игрушка», «Что такое хорошо, что такое плохо».
2. Просмотр мультимедийных презентаций на темы: «Моя мама самая красивая», «Мамины помощники»; просмотр мультфильмов «Мама для мамонтенка».
3. Рассматривание семейных фотографий (членов семьи); «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», иллюстраций «Домашние животные и их детёныши», сюжетной картины «Семья», «Петушиная семья», «Папина работа», «Мама - повар».
4. Задания родителям провести наблюдение с детьми в семье «Как мама готовит обед», «Как папа помогает маме», «Бабушка вяжет носки».
5. Дидактические игры: «Как тебя зовут?», «Чья мама?», «Отгадай, о ком я говорю», «Моя семья», «Кто, где живет?», «Назови, как тебя дома ласково называют», «Назови ласково», «Назови правильно», «Мамины помощники», «Чьи детки», «Сложи картинку», «У нас в гостях бабушка», «Уложить куклу Машу спать».
6. Сюжетно – ролевые игры «Дочки - матери», «Кому что подходит», «Дом», «Папа варит обед», «Помощники», «Семья», «Магазин», «Больница».
7. Разучивание пословиц и поговорок, потешек о семье, загадывание загадок о семье, разучивание песен «Я пеку, пеку, пеку…», «Мамочка»; стихотворений о маме, папе, бабушке.
8. Пальчиковые игры: «Соя семья», «Мама, мама…».
9. Театрализация по сказкам: «Репка», «Маша и медведь», «Курочка Ряба и золотое яйцо».
10. Составление небольших рассказиков с детьми по фотографиям о членах семьи.
11. Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка», «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Репка», «Козлятки и волк», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок»; стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки», «Я сама», Благинина «Бабушкина забота», «Посидим в тишине», А. Барто «Младший брат», «Купание» «Солнышко».
12. ООД по речевому развитию: рассказывание русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», рассматривание картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?», Игра – инсценировка «Моя семья», чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй», чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что.».
13. ООД по познавательному развитию: «Моя семья», «Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки». «Овощи с огорода бабушки и дедушки», «Знакомство детей с куриным семейством», «Знакомство детей с коровьим, козьим, лошадиным семейством», «Знакомство детей с понятием «Дом», «Я и мой папа», «Папы разные нужны, папы всякие важны…», «Папы Защитники нашей страны…», «Мамы есть у всех», «Я и моя мама», «Вот так мама, золотая прямо», «Посадка семян на грядке для бабушки».
14. ООД по художественно-эстетическому развитию: конструирование «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне», «Двухэтажный домик для мамы», «Гараж для мамы», «Дом для моей семьи», «Кроватка для куклы»; рисование «Бусы для мамы», «Цветные ниточки для бабушки», «Разноцветные шары для мамы», «Красивая тележка для папы», «Машина для дедушки», «Букет цветов для мамы»; лепка «Баранки для дедушки», «Погремушка для братика», «Угощение для бабушки»; аппликация «Разноцветный коврик для мамы».
Взаимодействие с семьёй
• Оформление папки передвижки для родителей «Я человек и я имею право!»
• Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.
• Беседы «Права ребенка — соблюдение их в семье», «Первые дни в детском саду», «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»;
«Уважайте «я» своего «ребёнка», «Можно ли обойтись без наказания?»;
• Консультации для родителей «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Семь правил для всех», «Что значит «слушаться», «Ребенок и его права», «Права ребёнка в семье», «Можно ли обойтись без наказания?», «Роль дидактической игры в семье и детском саду», «Ошибки семейного воспитания», «Роль отца в семейном воспитании».
• Родительское собрание «Психологические особенности детей 1,5-3 лет», «Повышение правовой культуры родителей», «Отец – как воспитатель»;
• Памятка «Родительские заповеди», «Создание благоприятной семейной атмосферы»;
• Анкетирование «Ваши взаимоотношения с детьми», «Какой вы родитель?», «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»;
• Сотворчество детей и родителей (подбор стихов, открыток, фотографий);
• Оформление фотовыставок: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все умеет», «Мамочка любимая моя!»;
• Изготовление «Генеалогического дерева», выставки рисунков «Моя семья», «Дом, в котором я живу», изготовлении книжек - малышек «Я и моя семья», «Мое имя».
• Совместное изготовление с родителями атрибутов к сюжетно – ролевым играм: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья».
3-й этап - заключительный
• Презентация проекта в виде мультимедийной презентации;
• Выставка «Моя дружная семья».
Результат проектной деятельности
1. У детей обогатится словарный запас по данной теме;
2. Сформируются навыки нравственно - патриотического поведения;
3. Обогатятся у детей знания о живущих рядом родных людях;
4. Проявится у детей интерес, забота, уважение и любовь ко всем членам своей семьи;
5. Расширится у детей понимание о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми в семье;
6. Родители заинтересуются актуальностью данной темы, станут
единомышленниками в осуществлении данного проекта;
7. Совместная деятельность укрепит детские – родительские отношения;
8. Установятся благоприятные взаимоотношения и партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.
Список используемой литературы:
1. Семейный кодекс Российской Федерации (от 10.02.2003 год);
2. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2–е изд., испр. и доп. – М., Мозаика – Синтез, 2010;
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007;
4. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 год);
5. Свирская Л., «Работа с семьей : необязательные инструкции» : -М. : Линка- Пресс, 2007.