лариса девяткова
Семья — главный помощник в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задача:
Цели. Совместно с родителями осмыслить основные духовно-нравственные ценности.
Семь – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Притча
В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: "Любовь", "Терпение" и "Прощение". «И это все?» - удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…» -
Публикация «Семья — главный помощник в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
История одной женщины для размышления. (Крик души).
Вот мы, часто говорим, что мужиков теперь не осталось. Я вам больше скажу – скоро их вообще не будет. А виноваты мы сами!
Вчера еду в автобусе, заходит бабушка с внуком, ему 5 лет. Сели они, внук у окна. Потом бабулю спихнул, говорит, что он один хочет сидеть. Бабушка встала. Я еще так возмутилась про себя! А бабушка как будто так и надо, даже больше: «Вот тебе конфетка, на покушай, вот тебе игрушка, и к окошку сядь.» - трясется, как над яйцом золотым. А внучок капризничает на весь автобус, визжит, с ногами на сиденье влез!
Потом в автобус вошли люди, кто-то сказал бабушке, мол, вы возьмите ребенка на колени, а то вы на выходе стоите, мешаете. Она в ответ:» Не хочет он на коленях сидеть, хочет один…»
Я вот думаю, что и дома этому ребенку все потакают и все за него делают, по первому желанию его все с ног сбиваются. И что из него вырастет? Эгоист и лодырь. У меня тоже растет внучка, на следующий год в школу пойдет. Но приучаем ее вести себя культурно и дома, и на людях, не капризничать. Я уверена, что девочка наша станет воспитанным человеком. Но вот за такого мальчишку, которого я видела в автобусе, я ее никогда не отдам.
Ответы родителей.
Пртитча
Мать спросила у мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.
- Сколько ему лет? - спросил мудрец.
- Пять.
- Пять лет! Беги скорей домой! Ты уже на пять лет опоздала.
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей.
Дошкольный период детства — пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. По мнению ученых - исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст — именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере и любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Проблема духовно-нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.
Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру. Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо, и вы по мере вашего успеха в хорошей жизни хорошо воспитаете детей. Лев Николаевич Толстой
• Д/ игра «Учимся, играя»
Самообслуживание — это труд, направленный на удовлетворение личных потребностей ребенка, связанный с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением правил личной гигиены, уходом за своей одеждой.
Для детей младшего дошкольного возраста труд по самообслуживанию связан с процессами одевания, раздевания, еды, с соблюдением элементарных правил личной гигиены.
Усилия малышей часто не достигают результата, но дети стараются, поэтому не следует бежать на помощь ребенку, если он пытается сделать что-то самостоятельно. Не вышло, просит помощи — помогите ему, похвалите за трудолюбие. От воспитателя требуются большое терпение и педагогический такт, чтобы не погасить детской инициативы.
• Д/ игра «Хорошо, плохо»
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Воспитание питает душу, сердце ребёнка, его сознание, способствуя росту лучших человеческих качеств. Без доброго и мудрого воспитания не может вырасти Человек. Человек, не напитанный с раннего детства добром, всем прекрасным и благородным, будет представлять собой в зрелом возрасте нечто опасное для общества. Без воспитания может выжить чисто физический, «материальный» человек, а вот человек духовный, полноценный, гармоничный. … Вряд ли…
Подведение итогов:
• Любовь и взаимное уважение.
• Взаимопонимание и взаимовыручка.
• Ценность и личная значимость каждого в семье.
• Участие каждого члена семьи в её жизни- труд, отдых, учеба.
• Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
МБДОУ «Бродовский детский сад»
Конспект родительского собрания
«Семья - главный помощник в духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитатель : Девяткова Л. А
Март 2016г