Получи документы

Опыт работы по патриотическому воспитанию. Семь пунктов патриотического воспитания дошкольников

Ахлима Искакова
Опыт работы по патриотическому воспитанию. Семь пунктов патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Семь пунктов патриотического воспитания дошкольников»

«Надо быть патриотом своей Родины! Ты - частичка ее!»- говорили нам в детстве, когда мы посещали маленький сельский сад «Шолпан», что в переводе означает «Звезда Венера», в родном селении Нариман Ногайского района, республики Дагестан. Именно в этом ветхом здании учили нас азам патриотического воспитания, помню даже, как я пришла домой после очередного праздника, посвященного родной природе и радостно объявила родителям: «Теперь я патриот своей земли и буду защищать ее природу!» Как же мы восхищались волшебными сказками о народных героях, учили пословицы о Родине и соревновались в группе, каждый день заучивали новые частушки, стишки, чтобы в очередном соревновании быть первыми.

Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию, Семь пунктов патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Затем были уроки патриотического воспитания в школе, мы ощущали неразрывность с окружающим миром, у нас было огромное желание приумножить ее богатства, оберегать и любить его от всех неприятностей. Помню как мы проводили целые месячники, посвященные патриотическому воспитанию. Они врезались в память, не прошли впустую старания педагогов и потому, когда я сама уже выбрала профессию воспитателя, мне намного легче работать с детьми. Мне, как истинному патриоту своей земли и страны, намного легче работать с детьми, пробуждать в их сердцах чувство любви к Родине. Стараясь достигнуть определенного результата в своей работе, я использую нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную сферу. Методы работы не должны быть скучными для детей, избегаю назидательности, особенно люблю использовать игровые методы работы.

Как же я строю свою работу по патриотическому воспитанию? Какие цели ставлю я перед собой? Для этого я выработала следующие разновидности творческого подхода к данной задаче, я разделила работу патриотического воспитания на 7 важных, по моему мнению, пунктов.

1. «Любовь к Родине начинается с семьи» Френсис Бэкон.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям: это папа и мама, бабушка и дедушка, родной двор, улица. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Ребенок чист как белый лист бумаги и что мы напишем на ней, то и пронесет он по всей жизни. Для того, чтобы воспитать детей истинными патриотами, чтобы воплотить эти цели в жизнь, я провожу много мероприятий, с приглашением бабушек и дедушек, пап и мам. На конкретных примерах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «Любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Важно подвести ребенка к тому, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в честь них воздвигнуты памятники. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Поэтому мероприятия патриотического содержания помогут детям понять, что такое настоящий патриотизм. Одним из таких ярких вечеров стало празднование праздника 9 мая, приуроченного к 70 - летию Победы. Дети читали стихи о героях войны, бабушки вытирали слезы радости, не было предела радости за своих любимых внуков. 23 февраля, на празднике, посвященном Дню защитника Отечества «А, ну-ка, мальчики!» наша группа заняла 1 место среди других групп, она отличилась и в танце, и в песне. Мы так же принимали активное участие во Втором Всероссийском интернет - конкурсе «Отечества достойные сыны». Вилена Абдурахманова заняла 3 место в номинации «Армейские рисунки», за работу «Папа был танкистом». Разве может ребенок расти равнодушным к своему Отечеству, когда с ранних лет видит пример для подражания, когда в его сердце с малых лет вселяется гордость за свою Родину, когда он чувствует любовь близких и старается ответить им теми же чувствами. В этом блоке работы мы отмечали праздник «День народного единства», конкурс чтецов «Дети о войне», конкурс рисунков «Война глазами детей», праздники, посвященные памятным датам. Конечно же, включаю сюда и работы на тему «Толерантность», так как только добром, добрым отношением друг другу можно спасти этот мир.

Так же в этом блоке мы создаем вместе с родителями «Семейное древо». Это очень тонкая, хлопотливая работа, требующая особого внимания, чуткости, не дай бог пропустить кого-нибудь из близких родственников. Дети начинают перечислять всех своих родных, с таким энтузиазмом проводят они исследовательскую работу, что душа радуется. В этом им помогают родители. Генеалогическое дерево может быть у каждого по - своему оригинальным. Так же мы готовим фотоальбом «Памятный день в нашей семье», «Любимая традиция нашей семьи». Это первый этап дает прекрасные результаты, потому что он связан с самыми близкими людьми, это гордость за близких и желание оправдать их доверие.

2. Родная природа, как она дорога каждому человеку! Природа - один из важнейших народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, родина. Любовь к природе - одно из наиболее важных проявлений патриотизма. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки на природу, чтобы дети обращали внимание на ее красоту и разнообразие. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут стать патриотом и гражданином своей страны. Поэтому мы стараемся прививать любовь к природе разными методами. Одним из таких ярких мероприятий стало проведение праздника цветов «С цветами Родины нам всегда тепло». В нашей группе 26 детей и все они приехали из разных мест, каждый ребенок готовил рассказ о цветах своей малой Родины. Нейля, Земфира, Вилена приехали с Башкирии, они гордятся башкирским медом. Белым тополем и березой, осиной и красивыми луговыми полями. Их трогательное выступление было к тому свидетелем. Рамазан с Туркмении прочитал стихи о своей земле, покрытой красными маками. Камила, Давид с Осетии загадывали загадки о цветах. Амина, Ранис с Татарстана рассказывали о цветах, которые занесены в Красную книгу, это ночная фиалка, родиола розовая. Кувшинка белая, прекрасный пион. Влад, Настя, Полина, Марк, Софья. Ева, Артем вместе сказали: «Красива матушка-Россия, цветами всех нас обнимает, на каком бы языке мы ни говорили, всех она любит и понимает!» Влад с Зеленокумска со Ставропольского края, гордился богатым урожаем своей малой Родины, арбузными полями и, конечно же, рассказал о цветах своей земли. Соня рассказала легенду о цветке Незабудке, Артем, одетый в красный мак, звонко говорил: «А я красивый красный мак, как любимый российский наш флаг, давайте встанем все в круг, станет тепло вокруг!» Потом дети пустились в вальс цветов. Эдуард и Алина с Украины рассказала, что украинцы любят цветы, несмотря ни на какие жизненные трудности, они помогают им в трудных жизненных ситуациях. Бато с Бурятии сказал, что в Бурятии считают, что выращивать цветы-это не работа, а поэзия. Магомед и Азим с Дагестана с гордостью говорили о целебных горных травах. Зейнаб и Архан с Азербайджана рассказывали о празднике цветов, который ежегодно 10 мая проходит в центральном парке города Баку, именно в этот день азербайджанцы отмечают день рождение любимого президента Гейдара Алиева. Какие только цветы не увидишь в этот райский день, когда все сказочные герои сделаны из цветов, щебечут птицы, звучит красивая музыка. Кто хоть раз увидел это зрелище, никогда не забудет его.

3. Амир с Ногайского района республики Дагестан очень гордится символом степи-горькой полынью, потому что издавна славится эта трава целебными свойствами и притягательной силой любви. Амир рассказал легенду о бедняке, который покинул родные места и на чужбине так разбогател, что забыл вернуться обратно. Только запах полыни смог вернуть его на Родину. «Бедняк вдыхал терпкий аромат полыни и вспоминал детство, друзей, запах хлеба с ладони матери, отца-пастуха, который научил его любить родные просторы…И, бросив все свое достояние, вернулся обратно».

Вечер цветов завершается песней «С чего начинается Родина?». Никого не оставил он равнодушным. Я уверена: пройдут годы, а истории цветов навсегда останутся в сердцах детей и будут призывать любить свои плодотворные земли, оберегать ее как свой родной очаг.

3. Знание истории своего народа, государственной символики, фольклора. Каждый народ-это целая история, поэтому не зная свою малую Родину, нельзя считать себя патриотом Отечества. Россия-родина для многих, она наша общий дом и в нем нам тепло. И потому еще в детском саду должны быть сформированы первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины. Зачем нужны дошкольникам знания об истории страны? А за тем, чтобы в школу пошли эрудированные, подготовленные дети с настоящим багажом знаний. Этот пункт патриотического воспитания включает в себя знание государственной символики, знакомство со значимыми историческими событиями своей страны и народа. В процессе реализации идеи использую: игры-занятия, игры-развлечения, художественные постановки, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы о родном крае и его историческом прошлом и настоящем. Много мы читаем рассказы для детей на военную тему, разучиваем стихи о героях, участниках Вов. Организовываем выставки детских рисунков на военную тему. Некоторые дети знают, что их предки воевали и защищали Родину от врагов и таких семей немало, где родители рассказывают детям о подвигах их предков. Детям есть с кого брать пример, на кого равняться. Поэтому часто приходится обращаться к родителям, чтобы совместная работа давала свои результаты. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Адресованные детям потешки, прибаутки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, благодаря чему фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Таким образом

4. Беседы о родном городе, стране, показ слайдов, фильмов о родных местах, знаменитости нашей страны. По этому пункту работы можно разработать план проведения мероприятий, связанных с родным городом. Посещение памятных мест, музеев родного города. Можно выпустить альбомы, стенды о героях города вместе с родителями, показывать документальные фильмы, рассказывать о знаменитостях города. Этот пункт патриотического воспитания учит примером. Дети начинают гордиться героями, стараются быть похожими на них, а родной город становится для них символом успеха. «Я горжусь своим городом», «Я беру пример с героя» - беседы на такие темы только обогащают ребенка. Этот путь воспитателем выбран не зря!

5. Тесная связь с родителями - залог успеха работы воспитателя.

Взаимосвязь с родителями способствует бережному отношению к традициям семьи, своего народа. Поэтому для родителей я выработала специальные рекомендации по патриотическому воспитанию своих детей :

• Обращайте внимание на красоту родного города, улицы, парка.

• Во время прогулки рассказывайте о памятниках, обелисках города.

• Давайте представление о работах общественных организаций: почты, магазина, библиотеки, отметьте ценность их труда.

• Вместе с ребенком старайтесь участвовать во всех субботниках, в озеленениях своего двора.

• Расширяйте собственный кругозор.

• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

• Поощряйте ребенка за примерное поведение в общественных местах.

Эта памятка должна помогать родителям в воспитании своих детей.

На родительских собраниях родители рассказывают, как провели выходные, какие впечатления остались у детей, предлагают свои варианты проведения интересных мероприятий. Только такая тесная связь с родителями помогает воспитателю в реализации своих идей.

6. Участие детей в различных творческих конкурсах, мероприятиях.

Именно этот пункт работы с детьми окрыляет нас на новые успехи. Нет ни одного мероприятия, где бы ни участвовала бы группа «Бабочки». Многочисленные грамоты моих дошколят свидетельство этой активности. Мой воспитанник Давид участвовал в городском конкурсе стихов и занял 3 место, за стихотворение «Весну хочу увидеть я». Алина Кулакова награждена Дипломом участника Всероссийского творческого конкурса «Живая книга»

Всероссийский конкурс «Рассударики» стал для нас любимым, потому что наши воспитанники стали в этом конкурсе победителями различных номинаций в нем. Лауреатом Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации «Декоративно-прикладное творчество» стала Земфира Байчурина. Она подготовила работу, которая называлась «Ура, каникулы!». 2 место заняли мои собственные сыновья - Амир и Закир Мамуровы, мои же воспитанники, за работу «Веселые краски лета». Соня Созинова и Полина Булега - мои умницы, стали победителями(3место) в номинации «Декоративно-прикладное искусство» за работу «Цветная ферма», так же 3 место заняли Настя Гаврилова и Азим Абакаров, они нарисовали «Лето в цветах». Алина Кулакова и Ева Хмельниченко тоже стали дипломантами за работу «Земля - наш общий дом», Эльдар Халилов за работу «На лесной поляне», в номинации «Рисунок». В этом же конкурсе я сама заняла два третьих места за свою работу «Интегрированное занятие «Домашние животные» и за собственный сценарий «С цветами Родины нам всегда тепло!»

Есть у нас в группе «Психологический уголок разгрузки», который занял в конкурсе уголков в нашем саду 2 место. Участвовали мы и во Всероссийском конкурсе «Разноцветная мозаика», где Амина Иксанова стала дипломантом за свою работу «Весна идет. Весне дорогу». В Первом Всероссийском конкурсе творческих работ «Моя семья и я» Алина Кулакова стала дипломантом. Эти результаты - работа не одного дня. Каждый конкурс для моих воспитанников - это новое испытание творческих способностей

7. Использование игр по патриотическому воспитанию.

Игра - одно из важнейших средств воздействия на ребенка при патриотическом воспитании. Я использую в своей практике игру «Путешествие по городу», для этого беру фотографии города, можно открытки с изображениями достопримечательностей города, показываю их детям, а они называют эти места. Это могут быть фотографии не только города Норильска, но и столица нашей Родины – Москва (Красная площадь, мавзолей и другие известные места). По теме «Фольклор» мне нравится проводить игру «Продолжи пословицу!». Я называю начало пословиц, а они продолжают ее. Например: «Делу - время (потехе-час, «Не имей сто рублей, а имей (сто друзей) и т. д.

При изучении символики России, я провожу игру «Поменяйтесь местами».

Цель: Закреплять символики республик и городов России; развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.

Материал: Маленькие карточки с изображением гербов для каждого ребенка.

Ход игры:

1 вариант. Дети сидят на стульчиках по кругу. В руках у каждого своя карточка с изображением герба какого-нибудь города. Предлагаю детям внимательно рассмотреть карточки с изображением символики.

-Поменяйтесь местами те, у кого на гербе есть изображение какого-нибудь зверя. (Дети, на чьих гербах есть изображение зверя, встают и меняются местами)

Или же говорю:

-Поменяйтесь местами те. У кого есть изображение. дерева (воды, фигуры человека, здании, рабочих инструментов, гор, солнца, снега, птицы, рыбы, нефти или газа, оружия)

Игра требует внимания, так как на некоторых гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается в глаза. Когда этот вариант хорошо усвоен детьми, предлагаю им соревновательный вариант. Стульев выставляется на один меньше. Чем детей. Ребенок, у которого нет стула, является временным ведущим. Он называет признак, по которому дети должны поменяться местами. И сам тоже стремится занять свободный стул. Ребенок, который остался без места, становится ведущим и сам придумывает детям задание. Такие игры способствуют развитию внимания у детей и закрепляют пройденный материал по государственной символике.

Можно проводить цикл дидактических игр по родному краю «Узоры родного края», «не ошибись», «Знаешь ли ты?» (знаменитости города, «Птицы нашего края», «Загадки о родном крае».

Организовываем различные конкурсы, для этого делимся на 2 группы по 7 участников в каждой. Составьте много слов из букв одного слова «Патриотизм». Конкурс пословиц с цифрой «7». Конкурс «Давайте споем!» -необходимо по очереди исполнять строки из песен, в которых встречаются слова «Родина», «Страна», «Мать», «Земля», «Столица». Конкурс «Богатырская наша сила». Назовите богатырей, которых вы помните по сказкам. Назовите, что характерно для внешнего вида богатыря. Нарисуйте богатыря. За каждый правильный ответ каждая команда получает по жетону.

Итак, обобщая свою работу, подводя итоги семи пунктам патриотического воспитания, хочу сказать, что воспитывать дошкольников истинными патриотами своей земли - главная задача воспитателя, ибо от того, как мы сегодня воспитаем своих детей, зависит наше будущее. А моя группа «Бабочки» порхает как красивая бабочка и вселяет в душу радость, восторг и умиление.

Публикации по теме:

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ «Воспитание человека, гражданина и патриота начинается в семье» «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы.

Опыт работы «Традиции — неотъемлемая часть патриотического воспитания дошкольников» Аннотация: Одна из задач детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку познакомиться с отечественной духовной и культурной традицией.

Опыт работы педагога-психолога по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Митичева Татьяна Ивановна, к. п. н., доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, психолого-педагогический.

Опыт работы на тему «Мини-музей как инновационная форма работы по патриотическому воспитанию дошкольников» Уважаемое члены жюри, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой опыт по теме: «Мини - музей как инновационная форма.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группеОпыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе На протяжении десятилетий День Победы - 9 Мая остается в России самым трогательным, самым душевным праздником и славной датой. Никакие другие.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольниковОпыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детского сада № 4." г. Уссурийска Хлыстуновой А. Н. Проблема взаимосвязи человека с природой имела.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда.

Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников в свете Концепции патриотического воспитания граждан РФ В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры,.

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников Статья по патриотическому воспитанию дошкольников Давайте подумаем, что означает слово патриотизм? Каждый человек, понимает значение этого.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по патриотическому воспитанию. Семь пунктов патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 14 июля 2019 в 21:10
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию. Семь пунктов патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ахлима Искакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД