Инна Марчукова
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание человека, гражданина и патриота начинается в семье»
«Лучшее средство привить детям любовь к отечеству
состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».
Шарль Монтескье
Проблема патриотического (духовно- нравственного) воспитания детей – дошкольников приобрела в последнее время особенное значение. Это вызвано обновленным содержанием воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В дошкольные годы формируются основные качества человека. Что заложено в человеке – то остается навсегда. Воспитание любви к Родине неотъемлемо связано с воспитанием у детей любви к своей семье, к самым близким людям : дедушке, бабушке, отцу, матери, братьям, сестрам и т. д. Это его корни, связывающие их с родным домом и ближайшим окружением. Многие впечатления ими еще глубоко не осознаны, но играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. С ранних пор ребенок воспринимает родную речь, слушает народные сказки, стихи, былины – благодаря этому передаются из поколения в поколение такие понятия, как : дружба, добро, трудолюбие, смекалка, взаимопомощь, бескорыстие, альтруизм.
Воспитанию нравственных чувств всегда уделялось большое внимание такими педагогами : Белинским В. Г., Добролюбовым Н. А., Ушинским К. Д., Сухомлинским В. А. «Любовь к Отчизне и любовь к людям – это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». (В. А. Сухомлинский).
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников реализуется комплексным подходом к этой проблеме. Все это включает в себя огромный комплекс задач :
• Формирование чувства собственного достоинства у детей, как представителей своего народа.
• Воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, ДОО, городу, улице.
• Развитие интереса к традициям своего народа.
• Расширение представлений о своей Родине – России, ее столице, знакомство с символами государства.
Дошкольники воспринимают окружающую их действительность сверх эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родному дому, к родной стране проявляются у них чувством восхищения своим городом, своей страной. Педагог обязан быть патриотом сам, иначе он не сможет взрастить в ребенке это чувство.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной должно проводиться педагогом систематически, в основном вне ООД. Формы этой работы могут быть различными : целевая прогулка, беседа, дидактическая игра, чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеофильмов, слайдов, документов и т. д. Особенно полезны целевые прогулки и экскурсии с родителями, т. к. узнать и полюбить родной город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят вместе ежедневно.
Все это должно вызывать стремление детей к деятельности : нарисовать то, о чем услышал, рассказать родителям или друзьям что-то заинтересовавшее их, украсить свой дом, подъезд, соблюдать чистоту, помогать младшим детям и пожилым членам общества и т. д. Активно педагоги используют музыкальные произведения, изо. деятельность, ручной труд, ознакомление с окружающим, художественную литературу.
Два чувства близки нам –
В них обретает сердце пищу :
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин.
Особую важнейшую роль играет ознакомление дошкольников с историей ВОВ. Приближается 76-годовщина освобождения г. Воронежа от фашистских захватчиков. У каждой семьи свои реликвии, ценности, традиции, передающиеся из поколения к поколению. Трагический след оставила эта война в истории каждой семьи. Одна из важнейших задач в сотрудничестве педагогов и семей дошкольников – помочь родителям приобщить детей к истории страны, связанной с войной, через историю своей семьи.
С этой целью педагогами был осуществлен долгосрочный проект, объединяющий детей и их родителей : «Мы помним – мы гордимся!» В ходе этого проекта были организованы в нашей группе различные мероприятия. Вот их некоторые темы :
• Моя фамилия.
• Мое родовое древо.
• Герой войны – мой предок.
• И дети приближали Победу.
• Как восстанавливали родной Воронеж.
• Памятные места Воронежа (ВОВ).
• Заводы города ковали Победу.
В ходе проекта дети вместе с родителями посещали музеи, выставки, посвященные ВОВ.
1. Памятник Славы на Московском проспекте.
2. Площадь Победы.
3. Чижовский плацдарм.
4. Аллея Славы (Коминтерновское кладбище).
5. Музей – диарама (Ленинский проспект, 94).
6. Воинский мемориал (парк «Динамо»).
7. Воинский некрополь (парк «Орленок»).
8. Мемориал «Песчаный лог».
9. Памятник в бывшем Саду пионеров (ул. Театральная).
10. Памятник генералу И. Д. Черняховскому (площадь у вокзала).
11. Их именами названы улицы нашего города (на Московском проспекте).
12. Участие в ежегодной акции «Бессмертный полк».
13. Памятный знак на месте формирования Воронежского добровольческого полка (Первомайский сад).
14. Памятник «Ротонда».
15. Памятник танкистам-защитникам Воронежа (проспект Патриотов).
16. Самолет Ил-2 на постаменте (ул. Циолковского).
Проведение подобных проектов в нашем ДОО находит горячий отклик в детских сердцах и обогащает детей новыми знаниями.
Нравственно – патриотическое воспитание занимает одно из центральных мест воспитательной системы в семьях дошкольников и в ДОО. Благодаря разнообразию форм и методов работы в этом направлении – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России!
Список литературы:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ. 2016г.
2. Е. П. Арнаутова, Т. А. Котова «Расскажи детям о Победе», (мет. рекомендации, М. ,»Русское слово», 2015г.
3. Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»,, УЦ Перспектива, М. 2008г.
4. Л. П. Молодова «Беседы с детьми о нравственности и экологии», Минск, «Асар», 2002г.
5. «Учебник для малышей – моя Родина – Россия», ООО «Издательство «Фламинго», 2007г.
6. А. А. Козлов Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000.
7. Б. Т. Лихачев, Педагогика. М., 1992.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М. : Высшая школа, 2000, с. 34-49.
9. Программа развития воспитания в системе образования России на 2010 - 2020 годы.
10. Сайт rusbiathlon.ru«Физическая культура и патриотическое воспитание».
11. Сайт https://nsportal.ru «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры».
12. Г. А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина». Москва. 2004 г.
13. Под ред. Кондрыкинской Л. А. «Дошкольникам и защитникам отечества» Москва, 2005.