Антонина Хлыстунова
Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детского сада № 4." г. Уссурийска Хлыстуновой А. Н.
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Публикация «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности.
В своей работе стараюсь использовать весь арсенал доступных средств таких как:
занятия;
совместная деятельность воспитателя с детьми (беседы, наблюдения и опыты, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, труд в природе);
самостоятельная деятельность детей.
В практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование, особенно в старшем дошкольном возрасте, ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления.
Дошкольный период – это самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, у детей накапливаются представления о разных формах жизни, то есть, у них формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье.
Любовь, понимание и забота — это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня экологическому образованию в дошкольных образовательных учреждениях отводится должное внимание.
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий, разнообразный. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города…
И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредное воздействие на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. В становлении экологического сознания велика роль детского сада, который должен воспитывать у детей чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Какие же элементарные экологические знания в доступной, увлекательной форме можно дать ребенку дошкольного возраста? Какие навыки, умения он может усвоить? При отборе содержания экологического воспитания педагогическая наука рекомендует учитывать следующие положения:
— цель экологического образования — формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
— дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;
— знания — помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
— у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;
— содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, ненаучный подход к объяснению природных явлений;
— содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого — с другой;
— экологическое образование — часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, — то есть становлению личности в целом;
— нормы экологически грамотного безопасного поведения дети должны научиться понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно — следственных связей в природе;
— ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода, но и навыков рационального природо - использования.
Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Детям нужны экологические знания, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.
Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их учат не рвать красивые цветы, но не учат, что эти цветы могут исчезнуть из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.
Воспитатель детского сада — главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.
К концу дошкольного возраста у детей появится интерес к объектам и явлениям природы, они научатся различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода)
Дети будут бережно относится к природе, будут стремится к правильному поведению по отношению к миру природы.
Сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Ребята будут называть характерные признаки разных времен года.
Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений, научатся правильно ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка).
Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
Если в процессе всего дошкольного периода проводить комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности дошкольников на занятиях и в повседневной жизни повышается уровень их экологических знаний и экологически правильное отношение к миру природы у дошкольников.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его окружает.