Светлана Солодилова
Опыт работы «Традиции — неотъемлемая часть патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Одна из задач детского сада состоит в том, чтобы помочь ребенку познакомиться с отечественной духовной и культурной традицией через фольклор : сказки, музыку, игры и художественно-продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для дальнейшего воспитания у него патриотических чувств. Самый верный путь для педагога и его воспитанников при реализации данной задачи — возрождение забытых национальных ценностей. Для формирования чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, базисные представления о стране, в которой они живут, о народе, его обычаях, традициях, истории, а также культуре. Но при этом важно не забывать, что знания сами собой не воспитают в ребенке чувство патриотизма, для этого нужно проживание в культуре, проживание в традиции своего народа.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот.
Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, слайдов, использовать мини-музеи. Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Педагоги нашего детского сада проводят эту работу с детьми используя источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя: - понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях; - взгляды на патриотизм в летописях; - русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли); - роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее; - героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль; - русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта.
Первое чувство патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). При знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимо связи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности.
При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче. Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.
Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуально оно знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества С помощью практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено : - разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа; - составление перспективных планов для обучения и воспитания детей; - разработка цикла практических занятий с детьми; - формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная).
Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов. Уметь различать изделия различных народных промыслов. Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе родного края, воспитать патриотов. Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей : - музыкальные занятия; - комбинированные занятия; - развлечения; - экскурсии и наблюдения; - народные подвижные игры; - кукольный театр; - драматизация; - чтение художественной литературы; - рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки; - посещение музеев; - работа с семьей. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе ДОУ «Русская изба». Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина.
Литература: Орлова А. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.
Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О. Л. Князевой. – М. : Детство-Пресс, 2002 г. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. : Просвещение, 1999 г.
Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. – М. : Искусство, 2004 г. Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.
Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка – Пресс, 2003 г.