Галина Смердова
Счётные палочки как средство разностороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 п. Вохма».
Вохомского муниципального района Костромской области
Обобщение опыта по теме:
«Счётные палочки как средство разностороннего развития дошкольников».
Воспитатель: Смердова
Галина Владимировна
п. Вохма, 2022г.
Содержание.
I. Пояснительная записка.
II. Теоретическая часть.
III. Методическая часть.
IV. Заключение.
V. Приложение
VI. Литература.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Счетные палочки. Игры и занятия
- Темочки
I. Пояснительная записка
Каждый дошкольник – маленький исследователь, открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу уму ребенка.
Моя универсальная находка, на мой взгляд, развивает интеллектуальные и творческие способности, является многофункциональной, дает много вариантов игры. Правда многие и не задумываются о её приобретении, так как «официально» она предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий и лежит на полке рядом с канцтоварами. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.
Теоретическая часть.
Счётные палочки с древних времён использовались в Китае. Первоначально они были круглой формы, длиной 12 см. Основным материалом для изготовления счётных палочек служил бамбук, а так же кости животных.
В наше время счётные палочки представляют собой одно- или многоцветные удлинённые дощечки длиной 7-8 сантиметров, обычно сделанные из дерева или пластика.
Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые, Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер. Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Исследования показывают, что до 75% развития мозга происходит после рождения. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывают влияние на структуру связей между нейронами. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению. Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения. Развивающие игровые задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы. Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности. Обучение в игровой форме это известный, привычный и самый любимый метод познания для человека любого возраста.
Каким же образом такая простая игра, как счетные палочки могут помочь ребенку становиться с каждым днем умнее и изобретательнее?
III. Методическая часть.
Я поставила перед собой цель: изучить и опробовать различные варианты игр со счетными палочками, как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
-Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу использования счетных палочек для разностороннего развития детей
-Развивать у детей конструктивные навыки.
-Развивать моторику рук, речь.
-Развивать сенсорное развитие.
-Развивать логическое мышление.
-Развивать навыки счёта.
-Развивать творческое мышление.
Ошибочно думать, что с помощью счетных палочек можно научить ребенка считать, и только. Я увидела в счетных палочках очень много развивающих функций : развивается творческое воображение, фантазия, мелкая моторика пальцев рук, речь, конструктивные навыки, сенсорное восприятие, логическое мышление, развитие навыка счёта.
В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», а И. Кант писал: «Рука является вышедшим головным мозгом». Итак, счётные палочки развивают мелкую моторику. Играя в игру «Ловкие пальчики», она подходит для детей раннего возраста, но я её использую и с детьми ОВЗ, целью, которой является развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений, внимания, усидчивости. Для этой игры понадобится любая коробка, в которой можно сделать прорезь. Показываю ребёнку как в неё можно прятать палочки по одной. Предлагаю ребёнку действовать сначала одной рукой, затем – другой, а потом – одновременно двумя руками. Палочки можно засовывать, высовывать, катать между ладоней, такая игра надолго увлекает малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. (Приложение 1) Но играет малыш под моим присмотром. Принято думать, что счетные палочки должны появиться в жизни ребенка ближе к школе, но я считаю, что они вполне могут решить задачи сенсорного воспитания даже самых маленьких. Они эстетичны, безопасны, имеют богатую цветовую гамму. Такие игры как «Разложи по цвету» любимы детьми, а счетные палочки легко вписываются в формат сенсорных игр.
Играя в игру «Логические цепочки» развиваю у детей сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры два варианта: либо я выкладываю свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как моя, либо я начинаю выкладывать цепочку с определенным ритмом, а ребёнок продолжает её (второй вариант, конечно, сложнее). Игра «Познавательные дорожки», показываю, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Так знакомлю детей с понятиями «широкий-узкий», «длиный - короткий».
Мелкая моторика и речь развиваются параллельно. Я считаю, что игры и упражнения со счётными палочками являются одним из наиболее эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. При выполнении заданий со счётными палочками, я стимулирую детей проговаривать свои игровые действия, тем самым развивая речь, а включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв, например, формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению.
Математика и счетные палочки – понятия привычные для нашего слуха, а вот счетные палочки и рисование, звучит немного странно. Почему бы не порисовать, выкладывая из счётных палочек различные картинки? Начинаю с простого – выкладываем рисунок по образцу, затем по схеме, по памяти. Затем предлагаю ребенку пофантазировать и придумать свою картинку. Или же картину мы рисуем вместе. Например: - Дети, отгадайте загадку: зимой и летом одним цветом (ответы детей). - Выложите елочку из палочек. Сколько много ёлочек, у нас получился лес из ёлочек. А кто в лесу живёт? Отгадайте загадку: комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко любит морковку (ответы детей). - Ребята, сейчас на улице холодно, сделаем для зайчика, домик. Такие упражнения развивают мелкую моторику, воображение, мышление.
Счетные палочки и пластилин прекрасное сочетание, как бы странно это не звучало. Способность во время игры совмещать различные материалы развивает воображение и умение нестандартно мыслить. Палочки во время игры могут превратиться в колючки у ежа, в стебель или лепестки у цветка, в ствол дерева или заборчик у дома, в ручки или ножки человечка и в любые другие предметы. Чем больше палочек — тем интереснее.
Из счетных палочек и шариков из пластилина учу строить всевозможные объемные фигуры. С помощью таких игр развиваю у воспитанников конструктивные навыки, воображение, творческое мышление и пространственное восприятие.
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
В своей работе я отметила, что этот нестандартный дидактический материал развивает логическое мышление.
И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Поэтому счетные палочки стали прекрасным учебным пособием при организации моих занятий и совместных играх с детьми. (Приложение 2)С помощью этого простого и многофункционального пособия я обучаю воспитанников счёту, порядку чисел и их составу, с помощью палочек легко объяснить что такое «пример» выкладываем цифры, на палочках хорошо видно, какое число больше, какое меньше. Изучаем и закрепляем знания о геометрических фигурах, они помогают очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое.
На мой взгляд, в задачу педагога при использовании счетных палочек на занятиях, прежде всего, должно входить подключение фантазии детей и предлагать им различные варианты игр и упражнений. Но для того чтобы деятельность была результативной, занятия должны проводится регулярно.
Важным условием успешного решения задач развития детей является взаимодействие с родителями. Старалась вовлечь родителей в процесс: знакомила с развивающим материалом в процессе консультаций, наглядной информации, мотивируя их к использованию данного пособия и игр для закрепления полученных знаний с ребенком дома. Что повлекло за собой положительные результаты.
С помощью «волшебных» палочек дети научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своем герое. Большой интерес вызвало конструирование по образцам. Использование счётных палочек разнообразило процесс развития познавательной активности моих воспитанников и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети стали более инициативные и самостоятельны в получении новых знаний. Играя с цветными палочками, дети проявили активность в математике. Использование волшебных палочек способствовало не только развитию интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, но и мелкой моторики руки, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Творчески подходить к делу, быть усидчивым, упорным и внимательным – важные качества для будущего первоклашки.
В перспективе мне бы хотелось создать свою картотеку игр и упражнений со счётными палочками, над, чем я в данный момент углублённо работаю.
IV. Заключение
Изучив и опробовав особенности данной многофункциональной дидактической игрушки я пришла к выводу, что именно она отвечает всем современным требованиям и внесет в дошкольное образование много положительных моментов. Ведь простота, абстрактность, универсальность, высокая эффективность счётных палочек благоприятно влияют на развитие детей дошкольного возраста. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, не нужно изобретать велосипед. Все гениальное - просто. А при помощи счетных палочек можно научить ребенка полезным и нужным навыкам, которые пригодятся ему в будущем. Главное, проявить немного терпения, и тогда коробка со счетными палочками займет достойное место в жизни наших детей.