Галина Смердова
Счётные палочки как средство разностороннего развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 п. Вохма».
Вохомского муниципального района Костромской области
Обобщение опыта по теме:
«Счётные палочки как средство разностороннего развития дошкольников».
Воспитатель: Смердова
Галина Владимировна
п. Вохма, 2022г.
Содержание.
I. Пояснительная записка.
II. Теоретическая часть.
III. Методическая часть.
IV. Заключение.
V. Приложение
VI. Литература.
Публикация «Счётные палочки как средство разностороннего развития дошкольников» размещена в разделах
I. Пояснительная записка
Каждый дошкольник – маленький исследователь, открывающий для себя окружающий мир. Задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, дать пищу уму ребенка.
Моя универсальная находка, на мой взгляд, развивает интеллектуальные и творческие способности, является многофункциональной, дает много вариантов игры. Правда многие и не задумываются о её приобретении, так как «официально» она предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий и лежит на полке рядом с канцтоварами. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.
Теоретическая часть.
Счётные палочки с древних времён использовались в Китае. Первоначально они были круглой формы, длиной 12 см. Основным материалом для изготовления счётных палочек служил бамбук, а так же кости животных.
В наше время счётные палочки представляют собой одно- или многоцветные удлинённые дощечки длиной 7-8 сантиметров, обычно сделанные из дерева или пластика.
Этот дидактический инструмент использовали для разработки уникальных обучающих методик известные ученые, Мария Монтессори, Николай Зайцев, Джордж Кюизенер. Как говорила Мария Монтессори: игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Исследования показывают, что до 75% развития мозга происходит после рождения. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга и оказывают влияние на структуру связей между нейронами. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению. Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти, всегда добровольно, без принуждения. Развивающие игровые задания могут воспитать в ребенке ряд полезных качеств: упорство, способность к целеполаганию и планированию, следованию правилам, умению анализировать, взвешивать полученный результат, приводить доводы. Поиск путей решения нестандартных задач способствует стимулированию творческой и исследовательской активности. Обучение в игровой форме это известный, привычный и самый любимый метод познания для человека любого возраста.
Каким же образом такая простая игра, как счетные палочки могут помочь ребенку становиться с каждым днем умнее и изобретательнее?
III. Методическая часть.
Я поставила перед собой цель: изучить и опробовать различные варианты игр со счетными палочками, как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
-Изучить современную научную и педагогическую литературу по вопросу использования счетных палочек для разностороннего развития детей
-Развивать у детей конструктивные навыки.
-Развивать моторику рук, речь.
-Развивать сенсорное развитие.
-Развивать логическое мышление.
-Развивать навыки счёта.
-Развивать творческое мышление.
Ошибочно думать, что с помощью счетных палочек можно научить ребенка считать, и только. Я увидела в счетных палочках очень много развивающих функций : развивается творческое воображение, фантазия, мелкая моторика пальцев рук, речь, конструктивные навыки, сенсорное восприятие, логическое мышление, развитие навыка счёта.
В. А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», а И. Кант писал: «Рука является вышедшим головным мозгом». Итак, счётные палочки развивают мелкую моторику. Играя в игру «Ловкие пальчики», она подходит для детей раннего возраста, но я её использую и с детьми ОВЗ, целью, которой является развитие мелкой моторики, глазомера, координации движений, внимания, усидчивости. Для этой игры понадобится любая коробка, в которой можно сделать прорезь. Показываю ребёнку как в неё можно прятать палочки по одной. Предлагаю ребёнку действовать сначала одной рукой, затем – другой, а потом – одновременно двумя руками. Палочки можно засовывать, высовывать, катать между ладоней, такая игра надолго увлекает малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. (Приложение 1) Но играет малыш под моим присмотром. Принято думать, что счетные палочки должны появиться в жизни ребенка ближе к школе, но я считаю, что они вполне могут решить задачи сенсорного воспитания даже самых маленьких. Они эстетичны, безопасны, имеют богатую цветовую гамму. Такие игры как «Разложи по цвету» любимы детьми, а счетные палочки легко вписываются в формат сенсорных игр.
Играя в игру «Логические цепочки» развиваю у детей сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры два варианта: либо я выкладываю свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как моя, либо я начинаю выкладывать цепочку с определенным ритмом, а ребёнок продолжает её (второй вариант, конечно, сложнее). Игра «Познавательные дорожки», показываю, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Так знакомлю детей с понятиями «широкий-узкий», «длиный - короткий».
Мелкая моторика и речь развиваются параллельно. Я считаю, что игры и упражнения со счётными палочками являются одним из наиболее эффективных средств в системе работы по развитию речи и обучению грамоте. При выполнении заданий со счётными палочками, я стимулирую детей проговаривать свои игровые действия, тем самым развивая речь, а включение в эту работу упражнений по выкладыванию букв, например, формирует знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, что важно для последующего обучения чтению.
Математика и счетные палочки – понятия привычные для нашего слуха, а вот счетные палочки и рисование, звучит немного странно. Почему бы не порисовать, выкладывая из счётных палочек различные картинки? Начинаю с простого – выкладываем рисунок по образцу, затем по схеме, по памяти. Затем предлагаю ребенку пофантазировать и придумать свою картинку. Или же картину мы рисуем вместе. Например: - Дети, отгадайте загадку: зимой и летом одним цветом (ответы детей). - Выложите елочку из палочек. Сколько много ёлочек, у нас получился лес из ёлочек. А кто в лесу живёт? Отгадайте загадку: комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко любит морковку (ответы детей). - Ребята, сейчас на улице холодно, сделаем для зайчика, домик. Такие упражнения развивают мелкую моторику, воображение, мышление.
Счетные палочки и пластилин прекрасное сочетание, как бы странно это не звучало. Способность во время игры совмещать различные материалы развивает воображение и умение нестандартно мыслить. Палочки во время игры могут превратиться в колючки у ежа, в стебель или лепестки у цветка, в ствол дерева или заборчик у дома, в ручки или ножки человечка и в любые другие предметы. Чем больше палочек — тем интереснее.
Из счетных палочек и шариков из пластилина учу строить всевозможные объемные фигуры. С помощью таких игр развиваю у воспитанников конструктивные навыки, воображение, творческое мышление и пространственное восприятие.
При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
В своей работе я отметила, что этот нестандартный дидактический материал развивает логическое мышление.
И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Поэтому счетные палочки стали прекрасным учебным пособием при организации моих занятий и совместных играх с детьми. (Приложение 2)С помощью этого простого и многофункционального пособия я обучаю воспитанников счёту, порядку чисел и их составу, с помощью палочек легко объяснить что такое «пример» выкладываем цифры, на палочках хорошо видно, какое число больше, какое меньше. Изучаем и закрепляем знания о геометрических фигурах, они помогают очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое.
На мой взгляд, в задачу педагога при использовании счетных палочек на занятиях, прежде всего, должно входить подключение фантазии детей и предлагать им различные варианты игр и упражнений. Но для того чтобы деятельность была результативной, занятия должны проводится регулярно.
Важным условием успешного решения задач развития детей является взаимодействие с родителями. Старалась вовлечь родителей в процесс: знакомила с развивающим материалом в процессе консультаций, наглядной информации, мотивируя их к использованию данного пособия и игр для закрепления полученных знаний с ребенком дома. Что повлекло за собой положительные результаты.
С помощью «волшебных» палочек дети научились «оживлять» героев любимых сказок, выкладывать картинки и сюжеты по схемам, обыгрывать их и составлять рассказы о своем герое. Большой интерес вызвало конструирование по образцам. Использование счётных палочек разнообразило процесс развития познавательной активности моих воспитанников и повысило их интерес к образовательной деятельности. Дети стали более инициативные и самостоятельны в получении новых знаний. Играя с цветными палочками, дети проявили активность в математике. Использование волшебных палочек способствовало не только развитию интеллектуальных и творческих способностей воспитанников, но и мелкой моторики руки, усидчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Творчески подходить к делу, быть усидчивым, упорным и внимательным – важные качества для будущего первоклашки.
В перспективе мне бы хотелось создать свою картотеку игр и упражнений со счётными палочками, над, чем я в данный момент углублённо работаю.
IV. Заключение
Изучив и опробовав особенности данной многофункциональной дидактической игрушки я пришла к выводу, что именно она отвечает всем современным требованиям и внесет в дошкольное образование много положительных моментов. Ведь простота, абстрактность, универсальность, высокая эффективность счётных палочек благоприятно влияют на развитие детей дошкольного возраста. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, не нужно изобретать велосипед. Все гениальное - просто. А при помощи счетных палочек можно научить ребенка полезным и нужным навыкам, которые пригодятся ему в будущем. Главное, проявить немного терпения, и тогда коробка со счетными палочками займет достойное место в жизни наших детей.