Екатерина Ныркова
Познавательно-творческий проект «Перелетные птицы на крыльях весну принесли» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
По направленности: познавательный, информационно – исследовательский;
По форме организации: игровой, межпредметный;
По характеру: творческий;
По месту проведения: внутри ДОО.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Срок реализации: проект был осуществлен в период с 1 апреля по 8 апреля 2019г.
Доминирующая образовательная область: «Познание».
Публикация «Познавательно-творческий проект „Перелетные птицы на крыльях весну принесли“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Проекты творческие
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Виды деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, музыкально – художественная.
Актуальность проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Перелетные птицы на крыльях весну принесли» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас, принося людям пользу и радость. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Постановка проблемы: проведенная предварительно диагностика показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц, не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц, углубить и расширить знания о перелетных птицах, познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и весенний прилет, понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам.
Цель проекта : расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта :
Познавательное развитие :
• Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях;
• Закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц;
• Изучать особенности отлёта и прилета перелётных птиц.
Речевое развитие:
• Активировать в речи названия птиц и птенцов;
• Формировать навык словообразования при работе с уменьшительно-ласкательным значением слов;
• Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах; запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания;
• Развивать связную устную речь детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;
• Пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.
Социально-коммуникативное развитие:
Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
Развивать ролевое взаимодействие.
Художественно-эстетическое развитие:
Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
Физическое развитие:
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения
Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, посмотреть и обсудить мультфильмы о перелётных птицах.
Условиями реализации проекта являются : систематизация материала по теме проекта, изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Форма реализации: беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, конструирование, интегрированные занятия, самостоятельная деятельность детей, выставка детского творчества, чтение художественной литературы, потешек, пословиц по теме, составление рассказов, просмотр презентаций мультфильмов, рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, викторина, консультации для родителей.
Предметно-развивающая среда : Дидактические игры, лото, разрезанные картинки, книги с иллюстрациями перелетных птиц.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы. Повысить экологическую грамотность, сформировать устойчивый интерес к живой природе. В ходе бесед расширить знания детей об их среде обитания, корме, гнездовании. Научить детей самостоятельно составлять небольшие рассказы о птицах и их птенцах. Вместе с родителями проявить творческий подход в продуктивных видах деятельности.
Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио видеозаписи о птицах родного края).
Продукт проектной деятельности :
• Выставки детского творчества
• Викторина
Организация деятельности над проектом :
Деятельность воспитателя:
- подготовка методических и дидактических материалов.
- подбор видео и аудио материалов.
- проведение интегрированных занятий, бесед.
- Чтение художественной литературы.
- подбор пословиц и поговорок на заданную тематику.
- подготовка презентации по теме проекта.
- подготовка консультаций для родителей:
«1 апреля – Международный день птиц»
«Расскажите дома детям о птицах»
«Ребенок и птицы : научим любить»
Папка – передвижка «Охрана птиц»
Деятельность детей:
– Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок.
- Заучивание пословиц и поговорок и стихов.
- Викторина
Деятельность родителей:
- Чтение детям произведений о перелетных птицах
- Участие во всех мероприятия группы
- Привлечь родителей к оснащению предметно-пространственной среды в группе по данной теме.
Этапы реализации.
1 этап. Организационно-подготовительный этап.
Воспитатель: Определение темы проекта, постановка целей и задач; составление плана основного этапа, подбор и разработка совместной деятельности взрослого и детей: подбор литературных произведений; подбор бесед; подготовка методических и дидактических материалов, видео и аудио материалов. Подготовка презентаций по теме проекта.
Сотрудничество с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.
2 этап. Познавательно-творческий.
• Проведение интегрированных занятий, бесед
• Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.
• Вернисажи детских работ
• Оформление информации в родительский уголок.
• Чтение детской литературы, заучивание стихотворений и пословиц
• Викторина
Во второй половине дня:
- Индивидуальное заучивание стихов.
- Чтение художественной литературы.
- Игры.
3 этап заключительный:
Рефлексия проведенных мероприятий по проекту (анализ результатов проектной деятельности, исходя из задач и прогнозируемых результатов проекта).
Досуг: викторина
Презентация «Перелетные птицы»
Выставка работ на тему «Перелетные птицы»
Виды деятельности
Познавательная Игровая Изобразительная Коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора
Экскурсия по территории детского сада «К встрече пернатых готовы?»
Просмотр видеофильма: «Заклички птиц»
Беседы с элементами ИКТ:
«Какие птицы к нам прилетели».
«Как мы о птицах заботимся?».
«Пользу или вред приносят птицы?».
Досуг: викторина
Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок», «Серая Шейка»
Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц, презентации «Перелетные птицы»
Рассматривание плакатов, карточек «Перелётные и зимующие птицы».
Д/ И:
"Угадай птицу по описанию"
«Назови ласково»
«Птицы и их детеныши»
«Четвертый лишний»
«Чье гнездо?»
Подвижные игры:
«Птички в гнёздышке»
«Совушка»
«Воробышки и автомобили»
«Птички летают»
«Найди свое гнездо»
Пальчиковые игры: «Птички»
«Ласточка»
«Десять птичек-стайка»
Настольные игры: Пазлы
Разрезные картинки
Сюжетно – ролевые игры:
«Птичий двор»
«Зоомагазин»
Конструирование из бумаги «Ласточка»
Конструирование из конструктора «Домики для птиц»
Аппликация «Аист»
Лепка «Скворцы»
Рисование «Лебеди»
Раскрашивание картинок «Наши пернатые друзья»
Стихи о перелетных птицах
Александрова А.
«Скворцы»,
В. Берестов «Птицы»
А. Барто «Журавли».
Рассказы:
КупринА. И.
«Скворцы»
«Песня скворца»
К. Д. Ушинский
«Ласточка»,
В. Даля «Ворона»
Е. Чарушин «Цапля»
В. Бианки
«Кто чем поет»
Д. Мамин-Сибиряк
«Серая шейка»
Г. Х. Андерсен
«Гадкий утенок»
Разучивание поговорок и стихов
«Составь рассказ о птице», «Закончи предложение»
Обсуждение итогов и анализ работы
Этот проект значим для всех его участников:
В реализации проектной деятельности дети научились:
- отличать перелётных птиц от зимующих;
- задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать;
- сочинять сказки, истории о птицах;
- научились подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, чтение совместно с ребенком, получают подарки от своих детей, которые дети создают своими руками
Оценка результатов деятельности: Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
Дети в результате проведённой работы получили много новой информации о перелётных птицах. Они научились называть перелётных птиц их части тела, питание. Умеют описать особенности внешнего вида и поведения птиц. Сформированы устойчивые знания о жизни перелетных птиц. Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта. Научились видеть проблемы, задавать вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения. Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности.
Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами, сообщениями о птицах, приготовленными родителями. Главный результат проекта - это усвоение детьми, что все: и дети, и взрослые должны помогать птицам.
Список Литературы:
1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия средней группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж, 2007г.
2. Воронкевич О. А «Экологические проекты» С. -П. Детство – Пресс, 2014г., с 176 (с. 15)
3. Гранович М. Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы».
4. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе / Комарова Т. С. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
5. Коблик Е. А., Редькин Я. А., Архипов В. Ю. Список птиц Российской Федерации. М. : Товарищество научных изданий КМК. 2006. - 256 с
6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
7. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа : Программа, конспекты. М. : ВЛАДОС, 2000