Елена Бегунова
«Золотая осень». Познавательно-творческий проект во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться"
Сухомлинский В. А.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Актуальность проекта :
Публикация «„Золотая осень“, Познавательно-творческий проект во второй младшей группе» размещена в разделах
У детей младшего возраста слишком маленький жизненный опыт и знания о природе. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: «Зачем опадает листва?», «Куда прячутся насекомые?» и так далее. Дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. Часто взрослые забывают понаблюдать с ребенком, полюбоваться красотой мира природы, не поддерживают детскую любознательность. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и объяснить, почему нужно беречь и любить природу.
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь.
Цель проекта : познакомить детей с красотой осенней природы.
Задачи проекта :
1. Образовательные:
- познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- побуждать к самостоятельному исследованию и сравнению листьев по величине, цвету и форме.
2. Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать умение рассказывать наизусть небольшие стихотворения;
- развивать художественно- творческие способности.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : коллективная работа «Краски осени».
Ожидаемые результаты:
1. Получают элементарные знания об осени, осенних явлениях.
2. Развивается интерес к наблюдениям в природе. Создаётся благоприятное эмоциональное состояние, любовь к осенним прогулкам.
3. Активизируется словарь по теме «Осень».
4. Развивается интерес к музыкальной и художественно-изобразительной деятельности.
Перспективный план проекта
Беседы: «Осень золотая», «Чем пахнет осень», «Признаки осени», «Что нам осень подарила», «Бережное отношение к природе», «Как отличить осень»,
Наблюдения: за листопадом, за состоянием погоды, за деревьями и кустарниками осенью, за трудом дворника осенью, за сезонными изменениями, за осенней одеждой детей и взрослых.
Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков осени. Тема: «Деревья осенью», конспект прилагается.
Труд: сбор осенних листочков для поделок, сбор мусора на участке, сгребание сухих листьев в кучи, уборка игрушек на свои места, сбор шишек для поделок.
Чтение: М. Пришвин «Листопад», Ю. Тувим «Овощи», В. Мирович «Листопад», Е. Головин «Осень», Е. Авдиенко «Ходит осень по дорожке», Я. Тайц «По грибы по ягоды», И. Токмакова «Осенние листья», В. Сутеев «Яблоко», русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
Разучивание: А. Тесленко «Осень».
Аппликация: «Бусы».
Рисование: «Разноцветные дорожки».
Лепка: «Накорми Мишку ягодами».
Дыхательная гимнастика: «Осенние листочки», «Ветер».
Артикуляционная гимнастика: «Осень».
Дидактические игры: «Что бывает у осени», «Чудесный мешочек», «Что изменилось»; «Найди одинаковые листья».
Пальчиковые игры: «Осенние листочки», "Ходит осень в нашем парке".
Хороводные игры: «Пузырь», «Кабачок».
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «По ровненькой дорожке», «Листопад», «Поймай листок», «Пробеги тихо», «У кого мяч?», «Пробеги – не задень», «Дождик скачет по тропинке».
Речевые игры: «Огуречик, огуречик», «Назови одним словом», «Назови ласково».
С. Р. игры: «Угощение», «Магазин фруктов и овощей», «Семья».
Исследовательская деятельность: «Ветер и листочки».
Выставка в группе : «Осенний букет».
Приложение:
Дыхательные упражнение «Ветер»
Цель: развивать речевое дыхание, звуковую культуру речи.
Воспитатель произносит слова и дыхательные упражнения, дети повторяют.
Дует лёгкий ветерок – ф-ф-ф… Выдох спокойный, ненапряжённый
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф… Активный выдох
И качает так листок – ф-ф-ф…
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Берёзовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Дети хором поют: «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»
Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
1. Упражнение на дыхание:
«Дождик»-И. п. : о. с. 1 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловить капли» (вдох); 2 — на выдохе произносить: «Кап-кап-кап!»; 3 — попеременно выставлять прямые руки вперед — «ловят капли» (вдох); 4 — на выдохе произносить: «Так-так-так!». Повторить 3—4 раза.
2. Массаж биологически активных точек лица «Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб
Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.
Долго дождик будет плакать - массажируем ушки
Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.
3. Упражнения для язычка:
Наступила осень пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка», отправился в лес. По дороге в лес увидел «Ручеек»-холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком:«А какая вода в твоем ручейке?») Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок»-широкий язык «присасывается» к нёбу, по форме он напоминает шляпку гриба, а подъязычная уздечка ножку гриба.
Язычок перебегал от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот свинушка, а это мухомор.» и т. д. (То же самое делает педагог, по очереди подходя к каждому ребенку.) Набрав полную корзину грибов, Язычок услышал звук мотора.
Упр. «Моторчик» -во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающего вертолета. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.
Хороводная игра «Кабачок»
Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Пальчиковая игра "Ходит осень в нашем парке"
Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)
Дарит осень всем подарки : (показываем две ладошки сложенные вместе)
Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам (прикладываем обе ладошки к груди)
Пальчиковая игра "Осень"
Ветер по лесу летал, (делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки (спокойно укладываем ладони на коленочки)
Ветер бросил на тропинку.
Речевая игра “Огуречик”
“Жил-был на свете огуречик. Однажды почтальон Печкин принё с ему телеграмму и прочитал:
Огуречик, огуречик
Приходи на тот конечик
Там мышка живёт
Тебя в гости очень ждёт.
Взял огуречик телеграмму, еще раз прочитал, задумался, вышел на улицу, а там дерево тихо так шелестит:
Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Тут и птенчик из гнезда пропищал…
Медведь из берлоги прорычал…
Сорока-белобока протараторила…
Улитка медленно-медленно произнесла…
А тут разбойники вышли на большую дорогу и громко закричали…
Испугался огуречик, побежал, куда глаза глядят, сам себе испуганно говоря…
Прибежал домой и решил никуда не ходить.
Игра «Осенние листья»
Вот пришла осень в сад
(Дети двигаются по кругу, простыми шагами)
Листья желтые кружат
(Вытянув листочки перед собой, помахивают ими вправо и влево, поднимая руки над головой)
Желтые, красные,
Самые прекрасные.
(Кружатся, руки с листочками держат над головой)
Ветер, стой, не свисти
Листья незачем грести!
(помахивают листьями вправо и влево)
Листья мы не дадим -
(прячут листья за спиной)
Сами поиграть хотим!
(Листочки держат перед собой)
Игра "Дождик скачет по тропинке "
Дождик скачет по тропинке,
Намочил мои ботинки.
-Та-ра-ра, та-ра-ра,
Будет капать до утра.
(Звучит весёлая музыка, воспитатель оставляет зонт на полу, и дети прыгают "через лужи").
Под дождём промокнуть можно,
Всюду лужи, осторожно!
-Та-ра - ра, та-ра-ра,
-Видно, нам домой пора.
(Дети спокойно ходят под зонтом, в конце прячутся за стул"домик").
Мы на дождь в окно смотрели,
По стеклу звенят капели.
-Та-ра-ра, та-ра-ра,
Не утихнет до утра.
(Дети "смотрят в окно", качая головами).
Заключительный этап проекта
Итогом нашей работы по проекту стала коллективная работа «Осеннее дерево». Во время реализации проекта дети стали проявлять интерес к сезонным изменениям в природе, участвовать в разговоре во время рассматривания иллюстраций и книг, отвечать на вопросы, эмоционально отзывчивы. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.