Приложение МААМ

Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (20 фото)

Татьяна Кудинова
Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Во славу Пасхи – Христова дня – в православной Руси издревле принято красить, причудливо расписывать яйца, а в самый праздник Пасхи обмениваться яйцами, троекратно целуясь при этом со словами приветствия: «Христос воскресе! – Воистину Воскресе!» Среди всего многообразия подарочных яиц можно выделить следующие основные виды:

-Крашенки – выкрашенные в один цвет яйца;

-Крапанки –с узорами в виде точек;

-Малеванки – свободная живопись по яйцу кисточкой

- Драпанки – выкрашенные в один цвет яйца с процарапанным узором;

-яйца с бисерным украшением;

- яйца с вышивкой, вязанные

- яйца с термонаклейками;

Публикация «Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

- ювелирные яйца, например, яйца Фаберже

Традиция росписи яиц пришла к нам из глубокой древности и была распространена у многих народов мира. Но сегодня я хочу немного рассказать, познакомить вас с писанкой. Писанка – это миниатюрная роспись по яйцу с помощью восковой техники.

Писанка играла большую роль в жизни крестьянина. Писанку держали в доме как икону, как талисман, как оберег. Она придавала силу плодородия, приносила красоту, здоровье и достаток. Писанка сопровождала человека в течении всей жизни.

Происхождение обычая.

В народном миропонимании яйцо служило символом зарождения и воскресения жизни. В мифах многих народов говорится л возникновении вселенной из громадного мирового яйца.

В мифологии славян яйцо также было символом возрождения и обновления, началом всех начал. Славяне верили, что весь мир подобен огромному яйцу: скорлупа – это небо, пленка – облака, белок – вода, желток – земля.

Но кроме того, яйцо имело и другое значение. Как символ возрождения и обновления жизни, яйцо было олицетворением солнца, символом чудесного весеннего пробуждения природы. Поэтому писанки и крашенки – окрашенные в один цвет вареные яйца – широко использовались в весенних обрядах.

С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими. Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы. На Юрьев день, выгоняя скотину в поле, брали с собой писанки и катали ими по хребту животного, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадушка будь гладка и сыта». Писанки дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость. Считалось, что писанка скрепляет дружбу.

Символика писанки своими корнями уходит в тысячилетие традиции языческой религии. В то же время в православии она получает смысловое дополнение: яйцо в нем прежде всего – это символ телесного воскресения Христа, символ победы жизни над смертью.

Согласно одной легенде, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. Горячие слезы Богоматери, рыдавшей у подножия креста, упали на эти кроваво –красные яйца и оставили на них следы в виде прекрасных узоров и цветных крапинок.

Другая легенда говорит о Марии Магдалине (ей первой, как известно из Евангелия, явился воскресший Христос). Во время своей проповеди в Риме она преподнесла императору Тиберию куриное яйцо, при этом воскликнув: «Христос Воскрес!». В ответ на это римский император возразил, что скорее это куриное яйцо из белого станет красным, нежели он поверит в то, что кому – то из живущих на этой Земле доступна способность воскресения. Правитель Рима потребовал чуда и чудо произошло. На глазах у множества людей куриное яйцо, преподнесенное Магдалиной, стало красным.

Обычай предписывает хранить яйца, которыми обмениваются в пасхальные дни, в течении года – до следующей Пасхи. Остатки писанок зарывали в землю.

По технике исполнения орнамента всё множество писанок разделяется на несколько видов. Поверхность писанок в воображении или системой линий можно разбить на определённое количество фрагментов регулярной формы. Все декоративные элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий и создают орнаментальные мотивы. Если элементы располагаются симметрично, образуется статичный, уравновешенный орнамент. Если же возникает асимметрия, орнамент приобретает динамичный характер.

На основе ограниченного количества композиционных схем народные мастера создавали неограниченное количество художественных композиций. Орнамент имеет такое строение, что со всех сторон мы видим ритмично повторяющийся узор.

Расписывать яйца всегда садились женщины. Первую писанку «сорококлинцы» писали на праздник «Сороки» -«сорок мучеников», праздник встречи весны. Остальные писанки начинали писать в Чистый четверг. Воду для разведения красок брали из семи родников или талую. Ее несли домой молча, втайне. Использовались только природные красители. Считалось, что цвета, идущие от дерева или цветка – это краски радуги, краски самого Бога. Каждая женщина хранила в тайне и свои узоры для росписи, передаваемые из рода в род.

Символика цвета.

• Красный цвет — добро, радость жизни, для молодых — надежду на счастливый брак. Именно красное яйцо является главным символом Воскресения, жертвенности и небесного огня.

• Желтый, золотистый, оранжевый цвета—влияют на человека подобно солнечным лучам, дают радостное, светлое настроение. Тепло, надежда, небесные светила, урожай в хозяйстве.

• Зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай.

• Голубой — небо, воздух, а также здоровье.

• Сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла

• Коричневый и черный – цвет матери – земли. Также символизирует бесконечность жизни человека, продолжение бытия после смерти.

Символика орнамента

Божья рука Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого Бога Солнца, который в древности ассоциировался с птицей. Подобные знаки символизировали власть, покровительство, целостность — все то, что связывалось с уважением к руке.

Петух. Символ зарождения жизни, плодородия, приплода, достатка, полу земное, полу небесное существо. Петух считался проводником Божьего солнца и сторожем против зла, голубки — символом любви, верности и согласия. В христианстве птица — символ вознесения к Богу.

Берегиня. Дерево жизни символизирует также развитие рода — отец, мать и ребенок. Поэтому, как правило, дерево имеет три веточки. В христианстве — символ Божьей мудрости. Удивительной свойством Дерева жизни является его способность превращаться в Женщину-берегиню с поднятыми к небу руками. Великая богиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы. Часто на ее ногах изображался знак земли (при этом ноги богини превращались в корни) или рисовалась она змееногой, поскольку земля - место пребывания Змея.

Для работы по росписи яиц необходимо приготовить:

Сырые чистые яйца

Карандаш

Писачок

Восковую свечу

Краску разных цветов для яиц

Чистую ветошь

Начинаем работу с нанесения выбранного орнамента на сухое, белое яйцо с помощью карандаша.

Можно наносить орнамент и на цветную основу (выбранный начальный цвет (желтый, зеленый.)

В работе с детьми мы используем так называемый «детский писачок», а взрослые расписывают писачком с воронкой.

Расплавляем свечу. Погрузите писачок в расплавленный воск и еще раз нагрейте содержимое воронки над пламенем. Нанесите восковой рисунок, вращая яйцо, но не передвигая писачок.

После нанесения узоров и закрашивания яйца, его выдувают.

Далее, нагревая восковую роспись над пламенем свечи, постепенно удалите восковой след с поверхности скорлупы хлопчатой – бумажной материей. Места, на которые был нанесен воск, останутся неокрашенными, и у вас получится светлый орнамент на цветном фоне.

Детям конечно сложно воском вырисовывать сложные орнаменты, поэтому у них получаются крапанки.

Разнообразие орнаментов, символик в росписи воском великое множество. Писанки всегда восхищают взгляд своей красотой и неповторимостью. Каждая писанка получается индивидуальной работой!

Росписью писанок мы занимаемся каждый год, накануне Великой Пасхи! Знакомим детей с историей народной традиции.

Так же приглашаем желающих родителей и проводим для них так называемые мастер – класс!

Ну и конечно, у нас всегда выставки детских работ и работ детей с родителями!

Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

i][/i]

Но сегодня я хочу немного рассказать познакомить вас с писанкой Писанка это миниатюрная роспись по яйцу с помощью восковой техники Писанка играла большую роль в жизни крестьянина Писанку держали в доме как икону как талисман как оберег Она придавала силу плодородия приносила красоту здоровье и достаток Писанка сопровождала человека в течении всей жизни Происхождение обычая В народном миропонимании яйцо служило символом зарождения и воскресения жизни В мифах многих народов говорится л возникновении вселенной из громадного мирового яйца В мифологии славян яйцо также было символом возрождения и обновления началом всех начал Славяне верили что весь мир подобен огромному яйцу скорлупа это небо пленка облака белок вода желток земля Но кроме того яйцо имело и другое значение Как символ возрождения и обновления жизни яйцо было олицетворением солнца символом чудесного весеннего пробуждения природы Поэтому писанки и крашенки окрашенные в один цвет вареные яйца широко использовались в весенних обрядах С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх чтобы хлеба росли такими же высокими Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы На Юрьев день выгоняя скотину в поле брали с собой писанки и катали ими по хребту животного приговаривая Как яичко гладко и кругло так и моя лошадушка будь гладка и сыта Писанки дарили друг другу на счастье на здоровье на радость Считалось что писанка скрепляет дружбу

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрастаСказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТ-СКИЙ САД №14»Светлячок». ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ 2018-2019г. «Сказка – как средство духовно.

Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Мы живем в динамичном мире, где все движется с такой скоростью, что некогда даже перевести дыхание. Все мы погружены в социальные и личностные.

Сказка как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста Доклад по теме: «Сказка - как средство духовно - нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» На сегодняшний.

Консультация «Народные игры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников» Консультация «Народные игры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников» «Народная игра - это искра, зажигающая огонек.

Консультация «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка–дошкольника» Введение В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Основы православной культуры как средство духовно — нравственного воспитания дошкольников в ДОУ Основы православной культуры как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ. Листишенкова Елена Анатольевна, воспитатель.

Проект «Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности, благодаря которому ребенок познает мир во всем его многообразии. Благодаря современным.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Введение «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 18:35
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роспись яиц как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кудинова (УИ 652084) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД