Нина
Роль воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение
центр развития ребенка детский сад «Непоседа» г. Можайска
МАДОУ «Непоседа» г. Можайска
143200, МО, г. Можайск, ул. Полосухина, д. 19
ДОКЛАД на тему:
«Роль воспитателя в процессе физкультурно-
оздоровительной работы»
воспитатель : Трунова Н. Ю.
МОЖАЙСК
2018
Публикация «Роль воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Цель: Совершенствование знаний педагогов о непрерывном взаимодействии инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Задачи:
Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведению занятий по физической культуре.
Познакомить педагогов с обязанностями воспитателя в совместной работе по вопросам физического воспитания.
Вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОУ.
Актуальность
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом
Оздоровительная работа в детском саду.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
-охрана и укрепление здоровья детей;
-формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
-создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания :
-правильное сбалансированное питание и питьевой режим;
-закаливание;
-двигательный режим (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия и пр.);
-представления о ЗОЖ.
В детском саду используются следующие формы двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- занятия физической культурой в помещении и на воздухе;
- физкультурные минутки;
- подвижные игры;
- спортивные упражнения;
- занятия на тренажерах;
- упражнения с использованием нестандартного оборудования.
В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и инструктором по физической культуре. Это педагогический тандем.
Педагогическая деятельность каждого направлена на ребёнка, поэтому действия их должны быть согласованы между собой. Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей.
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре.
Физинструктор консультирует воспитателей, даёт необходимые советы, оказывает помощь следующего характера:
подбор упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики;
организация игры на прогулке, самостоятельной двигательной деятельности воспитанников в группе и на прогулке;
оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье;
оказание помощи в мониторинге уровня физического развития детей.
Деятельность воспитателя по физическому развитию и воспитанию детей :
Знает программу, в соответствии с которой реализует физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты).
Проводит диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением.
Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.
Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.).
Использует средства физической культуры для воспитания нравственных (морально-волевых) качеств у воспитанников.
Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам утомления.
Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями.
Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.
Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).
Планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в группе (физкультурные досуги, физкультурные праздники и т. п.).
Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе и на прогулке.
Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.
Чтобы воспитатель был первым помощником надо регулярно:
на консультациях знакомить воспитателей с планом работы инструктора по физической культуре;
обращать внимание, на умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок определенного возраста;
вместе обсуждать проведенные занятия;
учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь;
на практических занятиях помогать воспитателям, совершенствовать их навыки и умения.
Активность воспитателя на занятии и перед ним
Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятель-ности.
Он должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого высокого ребёнка до самого низкого.
Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.
В средней, старшей и подготовительных к школе группах,воспитатель помогает инструктору по физической культуре в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.
В ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель может вместе с детьми под руководством специалиста выполнить запланированные виды ходьбы и бега. В основной части во время выполнения общеразвивающих упражнений, дошкольники должны усвоить показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с образцом. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь ребенку: помогает ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение.
Во время проведения подвижных игр воспитатель должен знать игру, ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.
В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором по физической культуре итогов воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.
После совместного проведения занятия воспитатель :
закрепляет с детьми новые двигательные навыки при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок);
организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала;
активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников.
Особенно содержательная совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре проводится в ходе подготовки к утренней гимнастике, спортивным праздникам, досугам, развлечениям.
Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.
Вывод. Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников и формировании устойчивого представления детей о здоровом образе жизни.