Анастасия Ивановна Зелепукина
«Использование экологического компонента в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование экологического компонента в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1 «Ласточка»
Тема: «Использование экологического компонента в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Инструктор физической культуры: Зелепукина А. И.
Публикация «„Использование экологического компонента в процессе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Связь физической культуры непосредственно с окружающей природой, как естественным гигиеническим и закаливающим средством и средой двигательной активности, неоспорима.
Физическая культура и экологическое образование имеют общую цель – понимание ценности жизни и здоровья, формирование культуры личности. Возможностью реализации этой цели в работе с детьми дошкольного возраста является физкультурно-оздоровительная работа экологической направленности.
Важным с точки зрения экологического образования качеством ребёнка является анимизм (от лат. anima, animus — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях. (существование анимизма было доказано швейцарским психологом Ж. Пиаже). Для дошкольников, как и для древних людей, характерно восприятие природных объектов «на равных» - животные, растения, могут «думать», «чувствовать», «общаться». Отсюда – благоприятные условия для формирования восприятия объектов природы, как живых организмов, сопереживания, сочувствия, эмпатии, что отражается, в первую очередь, в методике экологического воспитания.
«Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки»- Борис Тимофеевич Лихачев.
Природа — это общий дом и для растений, и для животных, и для людей. Экология, как наука, не только помогает нам понять природу, но и учит, как её беречь. Здоровая экология - это здоровый человек.
Одним из ведущих факторов риска для здоровья населения является экологическая обстановка в местах их проживания. Окружающая среда является мощным фактором, оказывающим значительное воздействие на здоровье человека.
Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи биологических знаний, развития духовно-нравственных начал личности.
Физическая культура - составная часть общего воспитания. Основные ее задачи: укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности. В образовательной системе экология и физкультура тесно переплетаются. Формы и методы организации учебного процесса по физической культуре могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии. Повышение эффективности образования детей в области физической культуры и в области экологии возможно путем интеграции этих предметов. Достичь этого можно за счет использования на занятиях физкультурой различных средств и методов: игры экологической направленности, различные конкурсы, викторины, эстафеты, экологические квесты, экологические сказки.
В дошкольном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе, окружающему миру и людям (не сорить на улицах, не ломать деревья и растения, экономить воду и т. д.). Вырабатываются привычки соблюдения правил личной гигиены. На этой ступени происходит знакомство с общей картиной мира и формируется нравственное и эстетическое отношение к нему. Поэтому важно пробудить интерес к окружающему миру. Дети не любят сидеть на одном месте, они постоянно хотят чего-то нового и неизвестного.
Вот тут- то и приходит на помощь физкультура.
В своей рыботе я используюразличные формы, методы и приёмы
Хочу подробнее остановиться на экологическом квесте.
Понятие «квест» обозначает игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Особенности квеста, как одной из форм обучения:
Элемент соревновательности;
Эффект неожиданности;
Способствует развитию аналитических способностей;
Развивают фантазию и творчество.
Экологический квест «В поисках золотого ключика».
Цель: формирование понятий о здоровом образе жизни через непосредственную связь с природой.
Задачи:
1. Расширять знания детей о здоровом образе жизни.
2. Развивать силу, выносливость, быстроту реакции при выполнении спортивных упражнений.
3. Воспитывать у детей дружелюбие, радость от солидарности со сверстниками при выполнении заданий в команде; воспитывать желание помогать животным в беде; бережное отношение к природе.
В ходе мероприятия дети выполняют разные задания, чтобы достичь цели: помочь Буратино найти золотой ключик. Буратино должен открыть дверь в волшебный мир Природы, где нет экологических катастроф, где люди живут в гармонии с природой. Дети по карте проходят различные препятствия.
1 Задание от Мальвины «Собери ромашки».
2 Задание Лисы Алисы «Пчелки».
Дети должны помочь пчелкам собрать мёд.
3 Задание черепахи Тортиллы «Перейди болото». Дети должны представить, что они стрекозы и перелететь через болото с кувшинки на кувшинку.
4. Нужно помочь коту Базилио перенести рыбок из грязной лужи в озеро. Эстафета «Помоги рыбкам».
5. И последние испытание «Найти золотой ключик». Дети выполняют задания Карабаса Барабаса: «Попади в цель», «Загадки о природе».
Буратино получает Золотой ключик и открывает дверь в волшебный мир Природы, где нет экологических катастроф.
В заключении мероприятия дети награждаются медалями и сладкими призами от жителей волшебного мира Природы.
Итак, использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
В процессе физкультурно-экологической работы сочетаются различные виды деятельности детей, в результате которых накапливается ценный опыт поведения, реализуются возможности ребенка, которые формируются и проявляются в различных видах деятельности, наполняя жизнь ребенка яркими, интересными событиями. Использование игровых упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, дают возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, обретая открытость и внутреннюю свободу.
Исходя из многолетней практики установлено, что дети на 40-50% лучше усваивают учебный материал во время занятий физической культурой, так как физические упражнения улучшают работу всех органов и систем - двигательной, нервной, сенсорной и т. д. Интегрированные занятия – соединяют знания из разных образовательных областей, дополняя друг друга. При этом на интегрированных занятиях, можно решить сразу несколько задач.
Наша цель – добиваться высоких результатов в физкультурно-экологической работе, посредством интеграции этих видов деятельности.
Таким образом, использование мною экологического компонента в физкультурно-оздоровительной работе способствует физическому совершенствованию и всестороннему развитию личности каждого ребенка нашего ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.