Дарья Шлаева
Развитие речи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный период детства является решающим для всего последующего развития человека. Для того, чтобы ребенок развивался гармонично, он, прежде всего, должен быть здоров. Однако здоровье детей за последние годы значительно ухудшилось, за счет постоянно увеличивающегося числа детей с ослабленным здоровьем, с врожденной и приобретенной в раннем детстве патологией.
Публикация «Развитие речи в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Но помимо этого, статистика свидетельствует еще и о том, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития. И как утверждают социологи: в первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. Все эти тревожные факторы побуждают детские дошкольные учреждения более углубленно относиться к проблеме сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников.
Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для развития всех сторон речи. Пойдем путём оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников – т. е. путем интеграции физкультурно-оздоровительной и речевой деятельности детей. В основу, которой положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Так как речь сопровождает детей по всюду, а соответственно и развивать ее можно в любое время дня и в любом виде деятельности, то традиционная утренняя гимнастика сопровождаемая стихотворным текстом становится более запоминающейся, интересной и яркой, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте.
В этом же возрасте актуально и проговаривание потешек, чистоговорок, четверостиший во время режимных моментов.
Ежедневно мы используем пальчиковую гимнастику, которая прежде всего направлена на развитие мелкой моторики рук, развитие ручной умелости, обогащение внутреннего мира ребёнка, оказание положительного воздействия на улучшение памяти, мышления, развитие воображения. Пальчиковые игры вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, помогают формировать правильное звукопроизношение, закреплять звуки в словах, фразовой речи. Мы формируем у ребенка сознательное стремление к здоровью, навык собственного оздоровления. Применяя для этого самомассаж. Он необходим для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения. Также самомассаж способствует профилактики простудных заболеваний, снятию напряжения и расслабления мышц, воздействует на биологически активные точки. Одновременно мы развиваем речь, путем проговаривания стихотворений, закрепляем и отрабатываем правильное звукопроизношение.
•Пальчиковая игра «Рисунок» (М. Ю. Картушина)
Киса кисточку взяла. Поднимают к плечу согнутую в локте руку.
Что рисует нам она? «Рисуют», поднимая и опуская руку.
Это дом с высокой крышей. Соединяют руки над головой, показывая «крышу».
На крыльцо котенок вышел. Вытягивают ладони перед собой.
Побежит он по дорожке к полосатой маме-кошке. «Пробегают» пальчиками по бедрам.
Вот зеленая трава. Шевелят пальцами.
Вот скамейка у пруда. Кладут ладони друг на друга («скамейка»).
В небе круглая луна. Поднимают руки вверх, соединив указательные и большие пальцы («луна»).
Видно Кисе спать пора. Кладут ладошки под щечку.
•Пальчиковая гимнастика «Скачет зайчик»
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик На левой руке все пальцы широко раздвинуты.
На правой руке все пальцы,
кроме указательного, сжаты в кулак.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик! Указательный палец ритмично «прыгает» по пальцам
левой руки вверх и вниз.
Напрямую с развитием речи и здоровьем связаны артикуляционная и дыхательная гимнастики. Артикуляционная гимнастика направлена на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. А дыхательная гимнастика направлена на развитие речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса.
•Дыхательные упражнения
«Воздушный шарик» (диафрагмальное дыхание)
И. П. – стоя, ладонь на животе. Выдох. На вдохе живот выпячивается вперед. Задержка дыхания. Выдох через неплотно сжатые губы, производится звук [ с ]. Повторить 3 раза.
Зайка шарик покупал,
Зайка шарик надувал.
•«Насос» (мышечный тренинг)
И. П. – стоя, руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Наклоняясь вниз прямыми ногами, делать выдох, произнося звук [ ш ]. Выпрямляясь, делать вдох через нос. Повторить 6 – 8 раз.
Яркие у нас машины,
Накачать бы только шины.
В процессе совместно организованной деятельности с детьми и просто в течение дня нами используются физминутки (динамические паузы, упражнения, которые способствуют выработке четких координационных движений во взаимосвязи с речью.
Следующий вид деятельности, в котором можно проследить интеграцию физического и речевого развития – это подвижные и хороводные игры. Они развивают скоростные, силовые и координационные способности, учат ориентироваться в пространстве, способствуют развитию внимания, памяти, мышления, воображения. Формируют звукопроизношение, закрепляют звуки в словах, фразовой речи, обогащают словарный запас.
Развитие активного и пополнение пассивного словаря происходит и во время отрабатывания и закрепления различных физических упражнений, организации таких закаливающих процедур как гимнастика после сна, хождение по массажным и солевым дорожкам.
Гимнастика после сна проводится с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.
Ходьба по массажным коврикам помогает тренировке мышц стопы. У детей это способствует формированию сводов стоп и профилактике плоскостопия.
При хождении по массажным коврикам достигается эффект глубокого приятного точечного массажа стоп.
•Гимнастика для ног «Медведь»
Ой-ее-ее-ечки!
Спал медведь на коечке. Поднимаются то на носки, то на пятки.
Свесились с кроватки Поднимаются на носки и на пятки,
расположив стопы на одной линии носками внутрь.
Две босые пятки.
Две босые, две смешные. Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы
носками наружу.
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка,
Мышка-шалунишка, Переминаются с ноги на ногу.
Влезла на кроватку,
Хвать его за пятку! Делают выпад ногой вперед, затем меняют ногу.
•Массаж тела «Лягушата» (М. Ю. Картушина)
Выполнять движения, соответствующие тексту:
Лягушата встали, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки,
Спинки-тростинки.
Ножками затопали.
Ручками захлопали.
Постучим ладошкой
По ручкам немножко.
А потом, потом, потом
Грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там,
И немного по бокам.
Хлопают ладошки
Нас уже по ножкам.
Погладили ладошки
И ручки, и ножки.
Лягушата скажут: «Ква!
Прыгать весело, друзья!»
•Упражнение для профилактики плоскостопия «Был у зайки огород»
Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну, а летом в прятки. Перекаты с носка на пятку, стоя на месте.
А весною в огород
Зайка с радостью идет.
Но сначала все вскопает,
А потом все разровняет
Семена посеет ловко
И пойдет сажать морковку. Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы на
одной линии носками внутрь.
Поднимаются на носки и на пятки, расположив стопы
носками наружу
Ямка – семя, ямка – семя, Приседают
И глядишь на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет. Переминаются с ноги на ногу.
•Массаж биологически активных зон, предотвращающий простудные заболевания.
Тили – тили – тили – бом!
Сбил сосну Зайчишка лбом! Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично
разводить их в стороны и сводить вместе.
Жалко мне Зайчишку,
Носит Зайка шишку. Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.
Поскорее сбегай в лес,
Сделай Заиньке компресс. Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные
сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за
ухом.
Таким образом, интеграция физкультурно-оздоровительной и речевой деятельности сопровождает детей в течение всего дня, успешность реализации, которой зависит от желания и творчества педагога.