Татьяна Мачинская
Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговый педагогический совет в ДОУ
Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Публикация «Анализ системы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В настоящее время в ДОУ физическое воспитание и развитие детей осуществляется с учетом ООП МБДОУ ДС №1, комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Обеспечение основного образования дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения.
Качество образования дошкольников в области физической культуры обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программы, используемой в дошкольном учреждении.
Эффективное функционирование системы образования дошкольников в области физической культуры в этом детском саду обеспечивается коллективом сотрудников дошкольного учреждения в тесном взаимодействии с семьей.
Вся работа по физической культуре преобразована в систему. Администрацией, старшей медицинской сестрой, врачом педиатром, узкими специалистами, воспитателями.
Задачи по физической культуре (согласно годовому плану) :
- формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
- организовать работу по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
- совершенствовать свои знания, применяя в работе нетрадиционные методы и формы;
- воспитывать здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Разработаны графики утренней гимнастики в музыкально-игровом зале. Планируются перспективные и календарные планы воспитателями групп по физическому воспитанию детей.
Программа ДОУ предусматривает ежедневное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях, подвижные игры и упражнения между занятиями и на прогулке, упражнения после дневного сна, физкультурные занятия, физкультурные досуги, физкультурные праздники). Однако не во всех группах активно используется такая форма работы, кроме группы №2.
Следует отметить, что достичь положительных динамических результатов в физическом развитии воспитанников ДОУ не удалось бы без организации соответствующей развивающей среды. Наличие, достаточность и разнообразие физкультурно-спортивного оборудования, эффективность его размещения безусловно повысило и эффективность учебно-воспитательного процесса. Для решения задач связанных с эмоциональным компонентом во время проведения учебных и внеучебных форм работы по физическому воспитанию необходимо применение музыкального сопровождения. На группах (не на всех) имеются фонограммы и их используют педагоги для проведения динамических упражнений или гимнастики (имеется магнитофон, для озвучивания занятий и утренней гимнастики с элементами ритмики). Однако воспитатели не достаточно активно используют музыку на физкультурном занятии в ряде решений образовательных, воспитательных, оздоровительных задач в физкультурно-педагогическом процессе.
Физкультурная работа в детском саду, ведё тся по следующим направлениям:
- Занятия в основном традиционные, игровые.
Рекомендации: 1. Использовать сюжетно-игровые, тренировочные, комплексные, интегрированные, оздоровительные.
2. Использовать единые комплексы утренней гимнастики для групп всех возрастов по 2 комплекса на месяц с сентября по май учебного года.
- Физкультминутки, подвижные игры и динамические паузы между занятиями, игры и упражнения на прогулке, бодрящая гимнастика после сна, закаливание.
- Физкультурно-массовые мероприятия, такие как физкультурные досуги, праздники физической культуры редко имеют место в педагогическом коллективе, а так же с участием родителей.
Предложение: Продумать, спланировать в квартал физкультурно-массовые мероприятия с детьми, а в конце года (в период ЛОК) с родителями.
Воспитатели обеспечивают условия для нормального развития организма дошкольников : обеспечение санитарно-гигиенического ухода, проведение закаливающих мероприятий –пользование воздухом, солнцем, водой; организация элементарного самомассажа и гимнастики; организация режима дня; обеспечение двигательной активности ребенка, наличие в детских учреждениях специальных пособий, формирование у них представления о сохранении и укреплении здоровья.
Ведут просветительскую, консультативную работу, как с педагогами ДОУ, так и с родителями воспитанников (выступление на родительских собраниях консультации по текущим вопросам).
Организуют физкультурно-оздоровительную работу, включая физкультурные занятия, физкультурно-массовые мероприятия (Приложение 1 «Физкультурные досуги и развлечения»).
Планируют мероприятия по физической культуре на основе данных диагностики физического развития детей.
Анализ диагностических данных показывает, что уровень физического развития детей возрастает при их переходе из одной возрастной группы в следующую. Прослеживается положительная динамика. Это говорит о хорошем уровне обучения и работы с детьми.
Как показывают данные многочисленных исследований (М. А. Рунова, Э. Я. Степаненкова и др.) и практика воспитания, в дошкольный период происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. Как отмечает С. О. Филиппова, в этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени, складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества: выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.
Важность физического воспитания подрастающего поколения актуальна в аспекте укрепления здоровья детей, и всестороннем развитии личности.
Физическое воспитание, которому дошкольное учреждение уделяет значительное внимание, направленно на охрану жизни и укрепление здоровья детей. Решение задач физического воспитания способствует созданию оптимальных условий для физического, психологического и гармоничного развития детей.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада. В связи с этим наше дошкольное учреждение организовало разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализовало комплекс воспитательно - образовательных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастам.
Физическое воспитание детей, совершенствование их двигательных умений и навыков, осуществляется систематически на занятиях и прогулках с учётом возраста, индивидуальных физических показателей каждого ребёнка, что обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей. В группе №2 проводилась «Неделя здоровья». В эти дни особое внимание уделяется играм детей, увеличению пребывания детей на свежем воздухе, досугам и развлечениям, с положительной, радостной атмосферой в группах.
В режим дня включена: пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, физкультминутки на занятиях, динамические паузы, гимнастика после сна, элементарный самомассаж.
Профилактическая работа в детском саду проводится с применением комплекса закаливающих мероприятий: облегченная одежда (при соответствующей температуре, одежда детей соответственно сезону, мытье рук прохладной водой по локоть, проветривание групп, влажная уборка.
Проведены консультации для педагогов и родителей, которые представлены в уголках для родителей.
Медицинское сопровождение образовательного процесса способствует выполнению социального заказа родительской общественности на оздоровление детей дошкольного возраста. Медицинское обслуживание детей осуществляется медсестрой ДОУ и врачом.
Оздоровление детей – целенаправленная, систематически запланированная работа всего коллектива, который находится в постоянном творческом поиске, понимая, что здоровый ребенок помимо физических характеристик обладает психологическим здоровьем. Это значит, что здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело. Учебная нагрузка днем дозируется с учетом состояния здоровья ребенка, в занятия включаются физкультминутки, элементы релаксации, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательные упражнения. Все занятия проводятся по подгруппам в игровой и нетрадиционной форме.
Складывающаяся система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ способствует достичь баланс между интеллектуальной и физической нагрузкой – двигательная активность детей чередуется с игровыми ситуациями познавательного цикла.
Вывод: Практически все запланированные мероприятия выполнены на 100%, кроме - трёх консультаций и двух открытых показов по объективным причинам – Б\Л, О/О.
Рекомендации:
- при составлении индивидуальных планов учитывать сроки очередного отпуска;
- физические возможности по подготовке к мероприятию (количество запланированного).