Ирина Мирошникова
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье автором описаны педагогические условия, способствующие развитию творческой активности детей. Творчество рассмотрено, как вплетенное в игровую деятельность. Сюжетно – ролевая игра описана, как возможность ребенка выразить свой творческий потенциал; принятие роли, как проявления творческой способности воображения. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится сюжетно-ролевой игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Несмотря на то, что я являюсь педагогом различных территориально расположенных ДОО (сельский округ и городской, стало интересно изучить роль сюжетно – ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Изучив психолого – педагогическую литературу по теме я отметила: уже в самом раннем возрасте обнаруживаются творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. [1] Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазий, комбинирования. В психолого-педагогической литературе отдается предпочтение организации демократического стиля обучения в целях развития креативности у старших дошкольников. И хотя проблема творчества в сюжетно-ролевой игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин, требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой в целях развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольной организации игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие). В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Для развития творческой активности детей, считаю, необходимо наличие как объективных, так и субъективных условий. В работе используются следующие объективные условия: развлечения, праздники в детском саду, многочисленные жизненные ситуации, окружающие ребенка, условия материальной среды, взаимодействие педагога с детьми. Так же в работе мною используются субъективные условия: художественные интересы детей, их избирательность, устойчивость; побуждения детей, вызывающие их самостоятельную деятельность на основе стремления выразить свои художественные впечатления, применить имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включиться во взаимоотношения с детьми. В процессе изучения темы, что для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, является «эмоциональное поглаживание», к которому относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона, обязательно успокаивающие или ободряющие прикосновения к ребенку,
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
максимально положительные подкрепление его действий (похвала, одобрение). [3] Так же необходимо расширять опыт ребенка, если хочется создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем большим количеством элементов действий он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. [2] Специфика дошкольного возраста заключается в том, что накопление ребенком какого-либо опыта во многом определяется эмоциональным восприятием. Так, что от того, насколько эмоционально воспримут дети литературно-художественные образы, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения. Возникающий в результате переработки (диссоциация, ассоциация, комбинирование) последних впечатлений игровой образ является опосредованным отражением образа «другого». В качестве такого «другого» чаще всего выступает взрослый, образ которого отображается в детской игре, но не как образ «другого», а как образ себя через «другого». О наличии у ребенка способностей к реализации замысла и воплощению игрового образа можно судить, прежде всего, по факту «принятия» им игровой роли, учитывая, что такая роль может существовать только в рамках сюжета. Уже само принятие роли является актом творчества, поскольку выступает как результат символической функции воображения. В сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности, роль выступает как специфическая форма проявления творческой способности воображения. Поэтому совершенно оправдана, на мой взгляд, ситуация, когда исследователи, называя в качестве творческих, способности к содержанию замысла или созданию игрового образа, наиболее рельефное их выражение видят в ролевом поведении [4]. Поэтому перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями, всячески поощряет детей.
Таким образом, структура сюжетно-ролевой игры предоставляет старшему дошкольнику возможность для реализации его творческого потенциала, т. е. для проявления творческой способности его воображения. Но развитие креативности, структурой игры отнюдь не задается, для него необходимы внешние стимулирующие развитие факторы и, прежде всего — определенная позиция взрослого как гаранта свободы, самостоятельности и самодеятельности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – Спб : СОЮЗ, 1997. – 96с. 2. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание – 2006 - №3. – С21-22. 3. Коротаева Е. Творческая педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание – 2006. - №6. – С32-34. 3. Люблинская А. А. Детская психология — М, 1971. 4. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 298с.