Гулия Шайдулловна Амирова
Роль семьи в сохранении и развитии родного языка и национальных традиций
▼ Скачать + Заказать документы
Тема выступления : «Роль семьи в сохранении и развитии родного языка и национальных традиций». 1. Слайд.
Пока жив язык народный в устах
народа, до тех пор жив народ.
К. Д. Ушинский.
Текущий год объявлен Годом культурного наследия народов России, а язык является основополагающим аспектом каждого народа в сохранении культуры и восприятии мира. 2. Слайд.
Публикация «Роль семьи в сохранении и развитии родного языка и национальных традиций» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2023
Одна из годовых задач нашего учреждения на 2022-2023учебный год это повышать уровень педагогической компетенции педагогов по приобщению детей и родителей народному искусству и нематериальному культурному наследию России через ознакомление детей с народным устным творчеством, праздничными традициями. 3. Слайд.
МДОАУ «Детский сад №7» с многолетней историей, и в тоже время современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и инновационному будущему. 4, 5, 6. Слайды.
В 2022 году в нашем ДОУ состоялся круглый стол по проблеме вовлечение родителей (законных представителей) обучающихся в образование по вопросам преемственности поколений и формирования этнокультурной среды как базовых основ сохранения и развития языков народов Российской Федерации для семей, воспитывающих детей. 7. Слайд.
Коллеги подчеркнули важность обсуждаемых тем, касающихся общения на родном языке детей со своими родителями, как одного из решающих факторов сохранения языка.
В народе нет большего богатства, чем язык. Именно язык- это характер народа, его память, история. В нем отображаются обычаи и традиции, быт народа, его опыт и ум. Гордость того, что являешься носителем родного языка приходится постепенно, с пониманием обладания его богатствами, которыми не всегда умело пользуемся. Чувство радости начинает переполнять тебя особенно тогда, когда гордо высказываешь свои убеждения именно на родном языке. Какими бы развитыми мы ни были, каких бы научных высот ни достигли, мы не должны забывать, что человек силен своим внутренним содержанием. А это, прежде всего, уважение к своим предкам, к своему народу, знание и почитание обычаев, отношение к своему языку. Если мы не будем ценить и любить свои традиции и не передадим их молодому поколению, то культурное наследие и язык, формировавшиеся годами, просто погибнут.
Проблема сохранения и развития родного языка не потеряла своей актуальности и сегодня. Решить проблему, на мой взгляд, можно, но для этого нужно будет приложить большие усилия. Желание сохранять и развивать родной язык должно быть у каждого. Вспомним Льва Васильевича Успенского, который говорил : 8. Слайд. «Все, что люди совершают в мире действительно человеческого,совершается при помощи языка».
Действительно, проблема развития языка стоит остро, поэтому трудно не согласиться с Л. В. Успенским. Ведь именно в языке заключается жизнь. Не уметь разговаривать на родном языке-признак невежества.
Важную роль в сохранении родного языка, приобщения детей к духовным ценностям народа, к культурному наследию, играет в первую очередь- Семья. Именно оттого, как в семье будут относиться к родному языку, какое место ему отводить в личном общении будет зависеть внимание к родной речи в системе образования и других сферах общественной жизни.
Роль семьи значительно велика по своей важности. Важность обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение немалой части своей жизни. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в своей жизни. Родители-первые учителя и воспитатели. Судьба родного языка зависит от каждого из нас.
9. слайд. Программа воспитания ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры Родного города, природного, социального и рукотворного мира.
Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения
национальных традиций семей воспитанников. Дети знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира.
10. Слайд. Работая с детьми дошкольного возраста, всегда ставлю перед собой цель привить к ним уважение и любовь к своему языку и языкам других народов через тематические занятия «День родного языка», «День соловья»; праздники «Путешествие по странам и континентам», развлечение «Осенняя ярмарка», досуги «День семьи» и т. п.
«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек» -говорили мудрецы. Именно в семье закладываются основы владения родным языком.
Немаловажную роль играет и то, чье речевое поведение в семье доминирует матери и отца. Дети подражают человеку, который больше о них заботится. Нередко наблюдается смешение двух языков. На мой взгляд, языковая настроенность национально-смешанной семьи зависит от того, насколько сильны семейные традиции, умеют ли родители их передать. Родители определяют на каком языке будет говорить их ребенок, возможность выбора часто принадлежит матери.
Мое детство прошло в татарской деревне, где все говорили только на татарском языке. Чтобы я не забывала не менее красивый и богатый русский язык, два раза в неделю моя мама говорила со мной только на русском языке. Ребенок с ранних лет начинает развивать собственное «я» по образцу родителей, которые в семье прививают любовь к своему народу, к родной культуре, к традициям.
Мы с раннего детства слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек. Бабушки учили нас жизни своими пословицами, поговорками. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла существенную роль в воспитании любви к родному языку.
11. слайд. В моей группе есть удивительная,дружная татарская семья. Общаясь с ними более четырех лет, я увидела тесную связь между поколениями. Например, более четырех поколений существует в семье Динеевых традиция посещать своих родителей в пятницу.
Пятница….Самый важный и лучший день для мусульман. Это благословенный день, который был обозначен таковым самим Всевышним.
Считается, что мусульманин обязан хотя бы раз в неделю посетить мечеть, прочитать джумга-намаз. (джумга- пятница). Коллективная пятничная молитва объединяет и сближает мусульман.
Также приветствуется в этот день раздавать садака (милостыню, радовать близких, готовить для себя и гостей вкусную пищу, посещать родственников, особенно родителей, навещать больных и могилы близких.
Семья приходит с гостинцами и радуется здравию своих родителей, бабушек и дедушек. Вместе пекут национальные блюда : эчпочмак, пироги, чак-чак. Накрывают стол под татарские мелодии, общаются на родном языке, передают секреты кулинарного искусства. Перед чаепитием, прабабушка, обязательно читает пятничную молитву. Все так трогательно. Дети с трепетом ждут этот день недели. Это одна из любимых традиций семьи Динеевых, с которой мы с вами делимся. (просмотр видеоролика «Наши национальные традиции») (в ролике передаются особенности национальных традиций, языка, культуры). 12. Слайд. Когда стал вопрос участия в всероссийском конкурсе семейных видеороликов в номинации «Наши национальные традиции» среди семейных команд, состоящих из родителей, а также детей, воспитывающихся в данной семье, семья Динеевых откликнулась первыми.
13. слайд. Целями и задачами Конкурса являлось:
- увеличение роли семьи, родных языков, национальных традиций в воспитании подрастающего поколения;
- содействие повышению качества семейного воспитания через коллективную творческую деятельность, развитие творческого начала в семьях, воспитывающих детей.
- привлечение внимания общественности к поддержке и пропаганде изучения языков народов Российской Федерации, сохранению языков в семейной среде;
- воспитание толерантного отношения к представителям различных национальностей;
- воспитание чувства уважения и признательности к родному языку, принадлежности к своему роду, народу, культуре;
- развитие творческого подхода в создании мультимедийной продукции на родных языках народов, на базе родной культуры;
- развитие новых форм семейного творчества.
В повседневной суете мы не обращаем внимания на то, как обижаем родной язык. Не ценим его, как один из редких языков, как язык величайшего художественного творчества.
Родители должны подавать пример своим детям, ведь не зря существует мнение, что дети-зеркало своих родителей. Всегда, независимо от обстоятельств, дома со своими детьми нужно не стесняться говорить на родном языке. Надо объяснить ребенку, что он на один язык богаче, чем остальные.
Все народы, живущие на земле, имеют свою историю и свои мифы. Может быть, поэтому этот жанр народного творчества столь богат и разнообразен. Татарские народные сказки имеют очень древние корни, которые тесно переплелись с творчеством соседних народов. В национальных сказках живет душа народа, его история, его верование, среда обитания. Наш язык формируется на основе народных выдумок и жив благодаря им.
14. слайд. Сейчас я хочу перейти к другой,не менее удивительной, дружной и начитанной семье Валитовых. В этой семье большое предпочтение отдается татарским народным сказкам, есть особенно любимые, передающие красоту звучания татарского языка. Национальные традиции, любовь к родному языку в их семье передается с молоком матери! В индивидуальной беседе с родителями Тимура, я рассказала о своих наблюдениях, об особенностях и склонностях к устному народному творчеству. Ребенок очень артистичен, музыкален, читает стихи, рассказывает сказки с выражением и по ролям не только на русском языке, но и на родном-татарском. Семья активно проводит свой культурный досуг, посещая драматический, кукольный театры, музыкальную комедию.
(прослушивание фонозаписи татарской народной сказки «Лиса и гусь» семьи Валитовых, по ролям).
«Лиса и Гусь» татарская народная сказка на русском языке
Однажды Лиса поймала Гуся и сказала:
— Гусь, я тебя съем!
Гусь приуныл немного.
— Я согласен, Лиса. Только разреши мне напоследок станцевать? — сказал Гусь.
Ладно, танцуй, — сказала Лиса. — Съесть я тебя ещё успею.
Гусь, размахивая крыльями, начал приплясывать на одном месте.
Лиса обрадовалась и засмеялась :
— Ай,как хорошо танцуешь, Гусь!
Гусь,резко взмахнул крыльями и улетел.
А Лиса с открытым ртом осталась.
Таких фонозаписей сказок в этой семье немало. Для чего это делают они, спросите вы? Отвечу- во первых для души, настроения, положительных эмоций.
Во вторых- родители приучают ребенка к эмоционально -окрашенной речи, тону, тембру.
В третьих- это коллективное семейное творчество.
Семья Валитовых приняла участие в всероссийском конкурса фоно-записей на языках народов Российской Федерации песен, сказок, поговорок и других форм устного народного творчества «Звучи в веках, родной язык!» в номинации фоно-записи «Наши любимые сказки».
В своей работе они отразили тематику выбранной номинации, целостный образ произведения, передающего красоту звучания татарского языка.
15. слайд. Расул Гамзатов в статье «Страна трех сокровищ» писал: «Язык не враждует с языком. Два коня-два языка ведут вперед. Один из них русский, а другой наш-родной. Нам они все дороги, но родной язык мы называем родным. Если правда, что языки-светильники жизни, то путь каждого освещен двумя светильниками. Один зажжен его отцовским краем, чтобы он не заблудился в пути. Погаснет он, погаснет и его жизнь. Второй зажжен его великой страной, его большой Родиной, чтобы он не заплутался по дороге в большой мир. Без него жизнь будет темна и ничтожна».
Мы должны сохранить родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. В родном языке заключены мудрость древнего народа, его богатый жизненный опыт, его история. Язык-это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет!
16. слайд.