Татьяна Бруданина
Роль режима дня в развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важно, чтобы с первых дней жизни у ребенка формировались привычки, способствующие правильному развитию. Они формируются при условии соблюдения режима, в режимных процессах. С первых дней жизни у ребенка вырабатываются условные рефлексы, в том числе и на время, поэтому очень важно ввести малыша в ритм сна и бодрствования, приема пищи в определенные часы. Режим способствует правильному функционированию внутренних органов. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, кроме того, создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша. При введении режима учитываются возрастные особенности высшей нервной деятельности, а также индивидуальные особенности малыша, особые его состояния, т. е. периоды болезни и выздоравливания, условия жизни дома, в детском саду, время года и др.
Публикация «Роль режима дня в развитии ребенка» размещена в разделах
Большое значение в режиме дня детей младшего возраста придается трудовому воспитанию. Виды детского труда разнообразны. Трудовое воспитание малышей выражается в формировании навыков самообслуживания, элементарной помощи взрослым. Детей третьего года жизни следует активно привлекать к участию в режимных процессах кормления и туалета, постепенно формировать у них навыки самостоятельности: есть из ложки, одеваться и раздеваться (это умение окончательно формируется к трем годам жизни); воспитывать привычку к чистоте и опрятности (пользоваться носовым платком, салфеткой, самостоятельно вымыть руки); строго соблюдать длительность пребывания на свежем воздухе и проводить в период бодрствования все основные виды деятельности. В этом возрасте важным элементом режима являются обязательные занятия. Максимальная длительность занятия с детьми до трех лет составляет до 10 минут. Особое внимание надо обратить на усиление двигательной активности. Оберегая здоровье ребенка, воспитываем у детей гигиенические навыки. Приучать малыша самостоятельно следить за чистотой рук, одежды, ежедневно чистить зубы. Важно, чтобы ребенок испытывал необходимость быть причесанным, опрятным, чистым, аккуратным. Привычки личной гигиены — залог здоровья и красоты.
С самого раннего возраста следует приучать ребенка к четкому выполнению правил жизни семьи. Это прежде всего режим. Режим содействует порядку в доме, организует детское поведение. Своеволие ребенку легче проявить там, где он может рассчитывать на «случай», оправдывающий его непослушание. А. С. Макаренко придавал исключительное значение режиму, как дисциплинирующему фактору поведения детей. Он указывал, что «в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители внимательней будут следить за выполнением режима, тем меньше будет нарушений».