Анна Ускова
Роль помощника воспитателя в организации питания детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Роль помощника воспитателя в организации питания детей»
Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей.
Педагог – это звучит гордо!
Однако согласно мировым исследованиям работа с детьми является одной из наиболее сложных и ответственных занятий. Причина этого скрывается в хрупкости и ранимости детской психики, формирование которой частично ложится на плечи его воспитателя. «Два в одном! Три в одном! А точнее сказать: Пять в Одном!» Именно пять разных людей сливаются в одного воспитателя. Добрая – добрая воспитатель МАМА. Умная и строгая воспитатель – учительница. Яркая и непредсказуемая воспитатель – артистка (она так зажигательно смеётся, изображая любого сказочного героя). Заботливая и внимательная воспитатель – психолог (она заглянет в детскую душу, увидит то, что не разглядел никто и поможет раскрыться). Талантливая воспитатель – художник (она всё нарисует, научит многому, ведь детки так любят мастерить и рисовать).
Публикация «Роль помощника воспитателя в организации питания детей в ДОО» размещена в разделах
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Перед воспитателем стоит нелёгкая задача – будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.
Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.
Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития.
Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про помощника воспитателя, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Круг её обязанностей в детском дошкольном учреждении раньше сводился в основном к санитарной уборке посещения, получение и раздачи пищи, выполнение режима дня, гигиенического ухода детей (умывание, переодевание, кормление и т. д.).
Когда изменилось название профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.
Характеристики помощника воспитателя
1. Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.
2. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно – образовательной работы с детьми и в режимных процессах:
*понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;
*поддерживает натуральную эмоционально – стабильную обстановку в группе в течении дня;
*наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;
*участвует в подготовке и организации занятий;
*формирует у детей культурно – гигиенические навыки, самостоятельность;
*сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;
*раздевает и одевает детей;
*кормит и укладывает спать.
3. Осуществляет санитарно – гигиенический досмотр детей.
4. Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.
5. Получает и раздаёт еду.
6. Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей.
Помощник воспитателя должен знать
1. Правила внутреннего трудового распорядка.
2. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.
3. Правила присмотра детей.
4. Распорядок дня.
5. Санитарно – гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.
6. Правила санитарии и гигиены.
Хорошая сервировка стола имеет большое значение для улучшения аппетита детей и закрепления культурных навыков. В приготовление столов для питания активное участие принимают дежурные.
Посуда должна быть небольшого размера, а главное, привлекательной: с изящным рисунком, красивой формы.
Для детей младшего возраста удобны обыкновенные детские глубокие тарелки; для детей 5—6 лет лучше иметь среднего размера (на 300 —400 г).
Хорошо иметь мелкие тарелки двух размеров: десертные — за завтраком и полдником и мелкие, соответственно размеру глубоких тарелок,— для вторых блюд.
Ложки для малышей удобны десертные, старшим детям, можно давать обычные - столовые. Нужны и чайные ложки для компота, творога и других блюд.
Вилки следует давать детям начиная с младшей группы (вторая половина года). Детей 5—6 лет нужно приучать пользоваться и вилкой, и ножом, но они должны быть соответствующего размера, так называемые детские.
К завтраку стол сервируется следующим образом:
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца (если столы совмещены, то на каждый стол отдельно). Затем раскладывают ложки, вилки, ножи (для масла) – старший дошкольный возраст. Вилка с левой стороны, нож и ложка– справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей.
Основное блюдо детям подает младший воспитатель перед тем, как они сядут за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.
Если на завтрак подают яйца, их кладут в тарелку, которая стоит в центре стола.
К обеду стол сервируется сходным образом:
На середину стола ставится хлебница с хлебом накрытая салфеткой, салфетницу (если столы совмещены, то на каждый стол отдельно). Затем раскладывают ложки, вилки, ножи. Вилки с левой стороны, нож и ложка – справа. Если нет ножей – справа ложка и вилка. Кружки ставятся в центре стола, по количеству детей, а на край стола горкой ставят глубокие тарелки и салатники, если к обеду подается салат (по 4 штуки на каждую половину стола).
Суп разливает младший воспитатель перед тем, как дети сядут за стол. Не нужно преждевременно раскладывать второе, чтобы оно не остывало: остывшая пища менее полезна. Если младший воспитатель внимательно следит за детьми во время еды, она всегда успеет вовремя подать каждому второе.
К полднику стол сервируется:
В центре стола ставится салфетница, кружки и тарелка, если предлагается выпечка или печенье.
К ужину стол сервируется так же, как и к завтраку. Не подается только масло.
Важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, – не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения. Если ребенок не может наколоть горох вилкой, то пусть пользуется пока ложкой. Поэтому мы и кладем на стол все столовые приборы и в завтрак, и в обед, и в полдник.
И, наконец, третье требование касается принуждения ребенка во время еды.
Каждый ребенок рождается на свет с присущими ему хорошо функционирующими механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут сопутствовать ему в течение всей жизни. Вкусы ребенка могут быть наследственными и формироваться в семье в силу особенностей ее питания.
Во время сервировки столов к процессу питания активное участие принимают дежурные.
Памятка для младших воспитателей.
Культурно-гигиенические навыки Труд
2 мл. гр. Формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом,полоскать рот после еды Во второй половине года формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки,вилки, расставлять хлебницы (без хлеба). Тарелки, чашки и т. п)
Средняя группа Совершенствование навыков аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды Формирование умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Старшая группа
Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом, есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Формирование желания добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды
Подготовительная группа. Закрепление умения аккуратно пользоваться столовыми приборами. Закрепление умения обращаться с просьбой, благодарить. Формирование умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и приводить его в порядок после еды
Дежурство вводятся со второй младшей группы, во второй половине года и ставят перед ребё нком только одно условие: помочь младшему воспитателю накрыть на стол.
Ребёнок раздаёт ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Понимание обязанности ещё не доступно детям до четырёх лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование. В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создаёт эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребёнка проявить самостоятельность. Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очерёдности в выполнении порученного дела.
Формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайными ложками, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
В средней группе воспитатель использует в начале года (сентябрь – октябрь) те же приёмы, что и в младшем возрасте, с тем, чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе.
Далее у детей формируют умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Выходя из-за стола, ребенок может взять свою чашку и отнести её на раздаточный стол. Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а младший воспитатель тарелки.
Дежурства продолжают иметь место в старшей и подготовительной к школе группе детского сада, постепенно усложняясь и по содержанию труда, и по формам объединения детей, и по требованию к самостоятельности в процессе работы, а так же по самоорганизации в процессе деятельности. Смена дежурных проводится ежедневно.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола: аккуратно раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи); расставлять хлебницы, салфетницы, кружки.
После еды дежурные помогают младшему воспитателю наводить порядок на обеденных столах.
У дежурных по столовой должна быть специальная форма: фартуки головной убор (косынки, колпачки).
Координация действий воспитателя и помощника воспитателя
I. Организация утреннего приёма детей
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
Общие правила приё ма: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения
1. Готовит групповое помещение к приёму детей : проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.
1. Проводит влажную уборку помещения.
2. Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком.
2. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.
3. Осуществляет приём детей.
3. Помогает воспитателю осуществлять приём детей : присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.
4. Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми.
5. Проводит индивидуальную работу с детьми:
*Формирует у детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом;
*Проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов;
*Регулирует двигательную активность каждого ребёнка.
5. Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями: беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе.
6. Организует и руководит трудовой деятельностью детей. Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника.
7. По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.
7. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.
II. Подготовка и организация прогулки
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании
1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании
2. Воспитывает у детей самостоятельность, чувства взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены
3. Планирует содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей
3. Помогает воспитателю вывести детей на прогулку
4. Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми
4. Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов
5. Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки
5. Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)
6. Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей
6. По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей
7. Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью
8. Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)
III. Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Осуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи, сном детей
1. Осуществляет санитарно – гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук)
2. Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения
2. Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно – гигиенические навыки
3. Воспитывает самостоятельность, навыки культурного приёма еды, культурно – гигиенические навыки
3. Получает и раздаёт пищу
4. По мере необходимости докармливает детей
4. Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой
5. Помогает детям подготовиться ко сну, укладывает детей спать
5. Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна
6. Следит за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создаёт спокойную обстановку во время сна детей, наблюдает за их сном
6. Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия
7. Осуществляет постепенный подъём детей после сна
8. Организует и проводит закаливающие мероприятия с учётом индивидуальных особенностей детей
IV. Игровая деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Наблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детей
1. Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой
2. Создаёт игровое пространство, подбирает необходимый материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей
2. Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)
3. Создаёт эмоционально-стабильную обстановку во время игры
3. Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей
4. Содействует формированию игрового коллектива (игровых групп) и становлению в этом коллективе личности каждого ребёнка
4. Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек
5. Вызывает интерес к тому или иному событию жизни, влияет на воображение и чувства детей в процессе руководства игрой
6. Расширяет игровые умения и навыки, обогащает содержание игр, используя разнообразные истоки, формы, методы и приёмы
7. Повышает культуру поведения, формирует устойчивый интерес к игре
8. Через игру углубляет и закрепляет интерес детей к разнообразным профессиям, воспитывает уважение к труду
9. Осуществляет связь игры с другими видами деятельности
10. Изготавливает по мере необходимости материал для игр, проводит совместно с родителями и помощником воспитателя мелкий ремонт игрушек
V. Изобразительная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Формирует у детей интерес к изобразительной деятельности
1. Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия
2. Развивать наблюдательность детей, целенаправленно, путём специальных наблюдений формирует у детей знания и представления об окружающей действительности. Постепенно и последовательно развивает восприятие и воображение детей
2. Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью
3. Создаёт эмоционально-стабильную атмосферу во время наблюдений и в процессе изобразительной деятельности
3. Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ
4. Знакомит детей с произведениями изобразительного искусства
5. Руководит и целенаправленно обучает детей способам изображения, технике рисования, лепки, аппликации
6. Содействует развитию творческих способностей и инициативе детей
7. Создаёт условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей
VI. Трудовая деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Добиваться формирования необходимых предпосылок трудовой деятельности. Формирование, необходимые для данного возраста, трудовых навыков, положительного отношения к труду
1. Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду
2. Формирует у детей знания о труде взрослых
2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой
3. Организует труд дошкольников, учитывая потребности и возможности каждого ребёнка
3. Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.)
4. Осуществляет контроль и руководит трудовой деятельностью детей
5. Подбирает необходимое оборудование для труда, расставляет его с учётом педагогической целенаправленности
6. Содействует созданию в группе трудовой атмосферы
VII. Учебная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Организует педагогически целенаправленные условия воспитания и обучения детей
1. В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников
2. Проводит диагностические исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей (познавательных процессов, личных качеств, положение детей в системе межличностных отношений)
2. По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий
3. Содействует установлению натурального стиля отношений с детьми и детей один до одного в процессе учебной деятельности и повседневной жизни
3. По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий
4. Формирует интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности
5. Формирует у детей навыки учебной деятельности, обеспечивает своим руководством своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения
6. Воспитывает у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один одного
7. Развивать интерес к народному творчеству, национальной культуре
8. Осуществляет подготовку к занятиям, организует и проводит их
9. Подготавливает пособия к занятиям
VIII. Самостоятельная деятельность
Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя
1. Подбирает и изготавливает необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагает его
1. В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоционально-стабильную атмосферу в группе
2. Создаёт натуральную атмосферу с целью сохранения психологического здоровья детей, культуры отношений. Регулирует внутриколлективные отношения
2. Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутриколлективные отношения
3. Осуществляет ненавязчивое руководство при организации самостоятельной деятельности
Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя. Реализация программы дошкольного образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.