Евгения Поздеева
Роль педагога в конфликтной ситуации в детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
В разрешении детских конфликтов педагог должен обеспечить нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Публикация «Роль педагога в конфликтной ситуации в детском коллективе» размещена в разделах
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии: 1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей». 2. Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего) Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. 3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива. (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя: - описание произведенного действия - описание возможного или неизбежного результата этого действия - предложение альтернативного варианта поведения ( схема позитивного сообщения может выглядеть так:
Когда ты…
Может случиться, что…
Лучше…)
Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску)
Воспитатель должен владеть техникой активного слушания. - выдвинуть определенные жесткие требования - указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в гпд, но и в повседневной жизни. 5. Оценка особенностей участников конфликта 6. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.