Инна Урбанова
Консультация «Роль педагога-психолога в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Говорят, что все мы родом из детства. …Из такого прекрасного, маленького, волшебного, и такого короткого кусочка из всей киноленты в нашей жизни! Ни для кого не секрет, что детство это самый лучший этап в жизни каждого человека.
Так сложилось, что профессия, которую мне подсказало сердце и душа, совпала с нашей семейной профессиональной традицией. Каждый второй в моей семье, так или иначе, связал свою жизнь с педагогикой. Так и я, еще с самого детства знала и мечтала, что буду педагогом : учителем, воспитателем или психологом.
Публикация «Консультация „Роль педагога-психолога в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Педагог - психолог дошкольного учреждения, это очень интересная профессия. Дети растут - растём с ними и мы. Вместе с ними познаём что-то новое, примечательное. Мне нравится воспитывать, прививать в маленьком человеке доброту, честность, любознательность. Лепить, как скульптор, настоящего человека, личность, гражданина. Ведь они наше будущее, наша надежда.
Каждый ребенок - это личность! У каждого свой характер. И эту личность, ни в коем случае нельзя подавлять, а необходимо лишь, помогать и направлять в необходимое русло.
Что такое современный педагог? Современный психолог?
Если поразмышлять над темой «детство», то можно сделать вывод, что детство прошлых времен, мое детство, отличается от детства сегодня. Мы больше играли, основной упор был на игровую деятельность. Было все плавно, постепенно и обыкновенно, но интересно! А теперь все иначе. Федеральные и профессиональные стандарты, школа… Интенсивный упор идёт на образовательную деятельность.
Сегодня мы живем в современном мире - в мире интенсивном, в мире высоких технологий, в мире скоростном, строгом и жестком. И мы педагоги психологи принимаем вызов века!
Психолог в детском саду – это, на мой взгляд, человек, который должен знать и глубоко понимать ребенка, разбираться как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. В тоже время он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.
Главная задача педагога – психолога в ДОУ – это укрепить и сохранить, вовремя заметить и не допустить какие-либо нарушения психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях образовательного учреждения, создать наиболее комфортные условия для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказать своевременную психологическую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Роль педагога-психолога, неоспорима. Чем же она так важна?
Итак, первое - это консультации. Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог даёт воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.
Второе направление - это диагностика. В течение всего учебного года психолог совместно с воспитателем проводит психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу. Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.
Чем еще занимается в саду педагог-психолог? Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.
Я, как будущий специалист понимаю, что должна уделять больше времени, сохранить индивидуальность каждого малыша, ребенка. Ритм современной жизни, профессиональные стандарты и объективные требования заставляют психолога подстраиваться под него, и он должен помочь присобиться каждому ребёнку, к этому в жизни. Очень важно, что бы психолог всегда был на стороне ребёнка! Современный психолог, в моём представлении, является неким «амортизатором» между современным миром и детством. Психолог, на мой взгляд, должен уметь помочь ребёнку плавно перейти с одного этапа жизни каждого ребенка, на другой и сделать это он должен так, чтоб сохранить и объединить у ребенка и индивидуализацию и социализацию.
Таким образом, в дошкольном учреждении педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не всегда очевиден родителю и другим людям, но ребенку в современном мире и дошкольном учреждении он необходим.
Детство, детский сад - это лишь начало пути каждого маленького человечка, потом идёт школа, институт и дальше взрослая жизнь. И только от окружения, ближнего окружения ребенка, родителей и педагогов, а любой педагог, как раз и входит в это окружение, зависит будущее ребёнка. Ведь кто, как ни мы, порой проводим намного больше времени с детьми, чем сами родители. А мы стоим у начала этого пути и это прекрасно!