Анна Павлова
Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С точки зрения Эльконина Д. Б., "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе'' [24].
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или между ведущими потребностями ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта, агрессии [13].
Публикация «Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Старшая группа
- Темочки
В результате, действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправедливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное состояние, находящее выход в открытом эмоциональном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях, что свидетельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения [9].
Переживания детей могут быть выражены во внутренней замкнутости, отчуждённости, малообщительности, вплоть до агрессии в поведении.
В дошкольном возрасте агрессивность может принимать в игре разный характер:
• Физическая агрессия - конфликтную ситуацию ребёнок разрешает при помощи кулаков;
• Устная агрессия - крик, брань, жалобы, демонстративные угрозы, оскорбление и унижение другого;
• Разрушительность – когда ребёнок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, портит чужие вещи, разрушает продукты деятельности другого;
• Непослушание – протест на требования и просьбы взрослых.
Леонтьев А. Н. отмечает, что ребенок сам не может выйти из остро неблагополучной ситуации, его переживания все более обобщаются, углубляются и обостряются.
К возникновению качественных сдвигов в поведении ребенка, в его отношении к детям, к себе, переживания проходят длинный путь: от импульсивных, неосознанных эмоциональных реакций до осознанных, глубоких, напряженных аффективных состояний, искажающих отношение дошкольника к самому себе и в конечном итоге его общую положительную направленность.
Недостаточное владение ребенком навыками игры, в результате которого возникает конфликт, не единственный вариант непривлекательности ребенка в качестве игрового партнера.
Конфликт между ребенком и сверстниками в старшем дошкольном возрасте принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми.
Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта. Эти способы выделили Коломинский Я. Л. :
1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре.
2. «Опосредствованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.
3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.
4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Например, высказывания: «Отдай», «Уходи», «Я буду врачом».
5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий. Например, «А я расскажу», «Я с вами не буду играть», «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.
6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников.
Например, высказывания «Я первый», «Это мое», «Я тоже хочу», а также прямые оценки своих действий и действий соперников и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д.
В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам,— например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.
В связи со значительным усложнением деятельности, необходимостью считаться с мнением сверстников, уметь управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей, существенно изменяется мотивационная сфера ребенка старшего дошкольного возраста.
Выбор между узколичными желаниями и интересами окружающих труден для дошкольника, но уже в этом возрасте начинают формироваться простейшие общественные мотивы поведения, которые побуждают ребенка сделать нечто полезное окружающим, помочь товарищу, прислушаться к его мнению, поделиться игрушкой, лакомством и т. п.
Однако усваиваемые нормы не всегда обладают для ребенка необходимой побудительной силой и не во всех случаях определяют его поведение. Более того, уже в этом возрасте нередки случаи, свидетельствующие об искажениях в мотивации ребенка, о преобладании негуманных, эгоистических мотивов, зачастую сопутствующих низкому уровню нравственного развития.
Особенно ярко эгоистические тенденции проявляются в поведении детей с авторитарными мотивами, в частности. Еще более очевидны эти тенденции, когда такому ребенку удается утвердить свое положение ведущего.
О конфликте в сфере межличностных отношений детей свидетельствуют отсутствие каких-либо взаимных симпатий, низкие оценки, которые дети дают различным навыкам и качествам друг друга, хотя могут вместе играть [14].
Выполнение только второстепенных ролей оказывается дополнительным тормозом развития инициативы его конформных партнеров, а вместе с тем и столь важного умения творчески развивать игру.
И как следствие сказанного, у ребенка может выработаться зависимое поведение и такие нежелательные качества, как льстивость, угодливость, хитрость, иждивенческая мотивация.
Таким образом, особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации проявляются :
- в переживании детей, которые могут быть выражены во внутренней замкнутости, отчуждённости, малообщительности, вплоть до агрессии в поведении;
- в различных способах воздействия на других участников игрового конфликта;
- в умение управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей.