Папки-передвижки

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации

Анна Павлова
Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С точки зрения Эльконина Д. Б., "игра социальна по своему содержанию, по своей природе, по своему происхождению, т. е. возникает из условий жизни ребенка в обществе'' [24].

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или между ведущими потребностями ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта, агрессии [13].

Публикация «Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации» размещена в разделах

В результате, действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправедливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное состояние, находящее выход в открытом эмоциональном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях, что свидетельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения [9].

Переживания детей могут быть выражены во внутренней замкнутости, отчуждённости, малообщительности, вплоть до агрессии в поведении.

В дошкольном возрасте агрессивность может принимать в игре разный характер:

• Физическая агрессия - конфликтную ситуацию ребёнок разрешает при помощи кулаков;

• Устная агрессия - крик, брань, жалобы, демонстративные угрозы, оскорбление и унижение другого;

• Разрушительность – когда ребёнок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, портит чужие вещи, разрушает продукты деятельности другого;

• Непослушание – протест на требования и просьбы взрослых.

Леонтьев А. Н. отмечает, что ребенок сам не может выйти из остро неблагополучной ситуации, его переживания все более обобщаются, углубляются и обостряются.

К возникновению качественных сдвигов в поведении ребенка, в его отношении к детям, к себе, переживания проходят длинный путь: от импульсивных, неосознанных эмоциональных реакций до осознанных, глубоких, напряженных аффективных состояний, искажающих отношение дошкольника к самому себе и в конечном итоге его общую положительную направленность.

Недостаточное владение ребенком навыками игры, в результате которого возникает конфликт, не единственный вариант непривлекательности ребенка в качестве игрового партнера.

Конфликт между ребенком и сверстниками в старшем дошкольном возрасте принимает особенно острые формы, когда не владение игровыми навыками осложняется недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми.

Во время конфликта дети демонстрируют различные способы воздействия на других участников игрового конфликта. Эти способы выделили Коломинский Я. Л. :

1. «Физическое воздействие» — сюда включены такие действия, когда дети, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре.

2. «Опосредствованное воздействие» — в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Психологическое воздействие» — сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.

4. «Словесное воздействие» — в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Например, высказывания: «Отдай», «Уходи», «Я буду врачом».

5. «Угрозы и санкции» — сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий. Например, «А я расскажу», «Я с вами не буду играть», «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т. п.

6. «Аргументы» — сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников.

Например, высказывания «Я первый», «Это мое», «Я тоже хочу», а также прямые оценки своих действий и действий соперников и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д.

В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам,— например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.

В связи со значительным усложнением деятельности, необходимостью считаться с мнением сверстников, уметь управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей, существенно изменяется мотивационная сфера ребенка старшего дошкольного возраста.

Выбор между узколичными желаниями и интересами окружающих труден для дошкольника, но уже в этом возрасте начинают формироваться простейшие общественные мотивы поведения, которые побуждают ребенка сделать нечто полезное окружающим, помочь товарищу, прислушаться к его мнению, поделиться игрушкой, лакомством и т. п.

Однако усваиваемые нормы не всегда обладают для ребенка необходимой побудительной силой и не во всех случаях определяют его поведение. Более того, уже в этом возрасте нередки случаи, свидетельствующие об искажениях в мотивации ребенка, о преобладании негуманных, эгоистических мотивов, зачастую сопутствующих низкому уровню нравственного развития.

Особенно ярко эгоистические тенденции проявляются в поведении детей с авторитарными мотивами, в частности. Еще более очевидны эти тенденции, когда такому ребенку удается утвердить свое положение ведущего.

О конфликте в сфере межличностных отношений детей свидетельствуют отсутствие каких-либо взаимных симпатий, низкие оценки, которые дети дают различным навыкам и качествам друг друга, хотя могут вместе играть [14].

Выполнение только второстепенных ролей оказывается дополнительным тормозом развития инициативы его конформных партнеров, а вместе с тем и столь важного умения творчески развивать игру.

И как следствие сказанного, у ребенка может выработаться зависимое поведение и такие нежелательные качества, как льстивость, угодливость, хитрость, иждивенческая мотивация.

Таким образом, особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации проявляются :

- в переживании детей, которые могут быть выражены во внутренней замкнутости, отчуждённости, малообщительности, вплоть до агрессии в поведении;

- в различных способах воздействия на других участников игрового конфликта;

- в умение управлять своими непосредственными желаниями и согласовывать их с желаниями остальных детей.

Публикации по теме:

Особенности труда детей старшего дошкольного возраста Постановка цели: В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие.

Конспект игровой образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста «Помоги Пилюлькину» «ПОМОГИ ПИЛЮЛЬКИНУ» Составила Воспитатель: Плохина Ирина Олеговна Игровая обучающая ситуация (игра - путешествие) в старшей.

Конспект образовательной ситуации «Космос» для детей старшего дошкольного возраста логопедической группы Областной конкурс «Педагог года в дошкольном образовании – 2019» Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного.

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: • развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера; • побуждать детей изучать жизнь и быт.

Консультация «Особенности произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста» Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте, - произвольность, т. е. способность владеть.

Особенности организации формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста Работа по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию образовательного процесса.

Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – первоначальный этап социализации ребенка. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления первых.

Памятка «Правила поведения в конфликтной ситуации» Правила поведения в конфликтных ситуациях между педагогами и родителями: 1. Внимательно выслушайте родителей (педагогов). У каждого человека.

Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц»Реализация познавательного проекта с детьми старшего дошкольного возраста «Особенности поведения и питания зимующих птиц» Любая жизнь – есть тайна, и мы связаны со всем живым в природе. Человек не может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь.

Игровые ситуации по изучению правил поведения детей дошкольного возраста при возникновении пожара Правила поведения детей дошкольного возраста в опасных ситуациях при возникновении ПОЖАРА! (через игровые ситуации) Составила: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации
Опубликовано: 25 августа 2019 в 19:27
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтной ситуации» (включая файлы) размещена пользователем Анна Павлова (УИ 458485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД