Получи документы

Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста

Татьяна Мусилович
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Каликова Г. А., учитель - логопед,

Мусилович Т. А., педагог - психолог, ГБУ

«Психолого – педагогический центр, г. о. Тольятти

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Каждый специалист, работающий с детьми этого возраста, может отметить влияние комфортной среды на психологическое состояние ребёнка, ибо неблагоприятное воздействие окружающей среды может иметь такие последствия как:

Публикация «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста» размещена в разделах

- появление навязчивых состояний, аффективных вспышек, страхов, невротических состояний;

- проявление соматических заболеваний;

- переход детской психологической травмы в способ психологической защиты у взрослого, таких как позиция «избегания» и проявление агрессивного поведения.

Определить неблагоприятное эмоциональное состояние детей можно по следующим признакам:

- склонность к частому уединению (игры на сплочение, хороводы, игры с аплодисментами, использование детских музыкальных инструментов);

- избыточное качание (подвижные игры, физические упражнения, особенно игры с прыжками; так как прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут на двух»);

рассматривание картинок, пальчиковая гимнастика, игры-приветствия, релаксационные игры, использование музыкальных пауз);

- чрезмерная отвлекаемость ( игры с элементами сюжетно-ролевых игр: «Купаем куклу» и т. д., пальчиковая гимнастика; использование музыкальных пауз);

- проявления устойчивой раздражительности, периодические вспышки гнева (релаксационные игры, подвижные игры в подгруппах, например, щёлканье пузырьками упаковки, «драки» мягкими предметами, сбивание кеглей, забивание «гвоздей»).

Благополучное эмоциональное состояние ребенка, характеризуется наличием следующих факторов:

- все чаще играет, при этом изображая различные эмоциональные реакции;

- использует для выражения своих чувств множество определенных жестов и интонаций;

- в состоянии обиды ищет уединения;

- развивается способность различать эмоции и чувства других людей (особенно значимых);

- учится адекватно и конструктивно реагировать на настроение близких людей.

Каковы же причины, влияющие на создание атмосферы психологического комфорта в группах раннего возраста :

1. Эмоциональная комфортность самого педагога - необходимое условие благополучного эмоционального состояния детей, так как у детей хорошо развита способность «считывать» эмоциональный настрой взрослого. Дети очень легко заряжаются отрицательными эмоциями, в виду этого педагогу необходимо убирать излишнее эмоциональное напряжение.

2. Стиль общения с детьми.

В данном возрасте благоприятная обстановка зависит во многом от того, как педагог взаимодействует с детьми, способствует налаживанию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Для начала воспитатель, который заинтересован в установлении благоприятного климата в группе, проводит анализ обстановки в детском коллективе, включающий особенности общения самого воспитателя с каждым ребенком и взаимоотношений между детьми.

Для улучшения взаимоотношений с детьми педагог должен вызывать чувство доверия у детей, оказывать им эмоциональную поддержку, создавать ситуации сотрудничества между взрослым и ребенком и применять конструктивные способы в разрешении конфликтных ситуаций.

1. Большая наполняемость групп.

2. Неполный педагогический состав в группе.

3. Неблагоприятная семейная ситуация.

4. Неврологический статус ребенка.

Рекомендации по созданию условий психологически комфортной среды в группе раннего возраста :

- называть каждого малыша по имени и своевременно хвалить;

- проявлять внимание к эмоциональному настрою детей и стимулировать их стремление к самостоятельности;

- не применять дисциплинарные методы, которые унижают детей, в том числе и физические наказания;

- использовать игры, потешки, совместные наблюдения явлений природы, ритуалы приветствия.

Игровые приемы для детей

«Шарик»

Цель: укрепление эмоционального контакта с ребенком. Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть: «Смотри, у меня красивый шарик. Давай я буду прятать, а ты угадывать, в какой руке шарик».

«Игры с мячами»

Цель: коррекция агрессивных проявлений. Педагог демонстрирует ребенку мяч и предлагает поиграть, повторяя его действия с мячом (догонять, прокатывать, ударять по мячу).

«Я в домике»

Цель: укрепление взаимоотношений со взрослым, снятие напряжения. Для того, чтобы ребенок почувствовал себя защищенным и успокоился, можно предложить ему поиграть в шалаш или домик. Можно использовать спокойную музыку.

«Журчит водичка»

Цель: снятие напряжения. Шум переливающейся воды и сам процесс перетекания жидкости из одной емкости в другую воздействует на психику ребенка благотворно и успокаивает перевозбужденных детей. Педагог предлагает поиграть в дождик, ручеек или водопад. А если добавить в воду немного красок, то получится настоящая исследовательская лаборатория.

«Прятки»

Цель: снятие перевозбуждения, укрепление взаимоотношений со взрослым. Взрослый закрывает глаза руками, а ребенок прячется. Все свои действия взрослые должны комментировать: «Где же Миша? Может, он за шкафом, под столом или за дверью?» Когда найдете кроху, предложите ему поменяться местами. Он закрывает глаза, а вы прячетесь, чтобы малыш вас находил.

Для снятия эмоционального напряжения полезно использовать рисование насыщенным цветом, а также слушание релаксационной музыки

«Солнечный зайчик»

Цель: налаживание эмоционального контакта ребенка со взрослым.

Педагог берет зеркальце, когда солнце заглядывает в окно и ловит им солнечный луч. При этом обращает внимание детей на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Можно предложить ребенку поймать «зайчик».

Затем ребенок и взрослый меняются ролями.

«Тушки – тутушки»

Цель: налаживание эмоционального контакта ребенка со взрослым.

Педагог сажает ребенка к себе на колени и ритмично подбрасывает его вверх, направляет движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

Тушки-тутушки!

Сели на подушки.

Пришли подружки,

Столкнули с подушки -Бух!

«Чудо-цветок»

Цель: снятие напряжения, развитие мелкой моторики.

Педагог сгибает руки в локтях, складывает их накрест и сцепляя большие пальцы, шевелит остальными пальцами:

Шевелятся у цветка

Все четыре лепестка.

Я цветок сорвать хотел,

Но цветок вдруг улетел.

Разъединяет большие пальцы и руки разводит в стороны («Улетела бабочка»).

Способы релаксации педагогов

«Упражнение «Абажур»

Педагоги садятся в удобной и расслабленной позе, закрывают глаза. При этом дается речевая инструкция: «Представьте, что внутри вас, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но как только, мы начинаем волноваться, абажур поворачивается лампой вверх. Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, вам становится жарко и дискомфортно. Представьте себе ситуацию, когда абажур медленно поворачивается вниз и принимает исходное положение. Свет слепящий, в глаза исчезает и вам становится тепло и уютно.

«Инвентаризация»

Педагогам предлагается оглянуться вокруг себя, внимательно осмотреть помещение. Не торопясь, мысленно найдите в помещении 7 красных предметов. Затем «перебрать» все предметы один за другим и постараться полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». При этом мысленно самому себе проговаривать: «Красная обложка тетради, красные шторы, красная ваза для цветов» и т. д. Сосредотачиваясь на каждом предмете, вы снимаете внутреннее стрессовое напряжение, и направляете свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

Упражнение «Семь свечей»

Педагогам предлагается сесть удобно, закрыть глаза и расслабиться. Представить себе, что на расстоянии метра от вас стоят семь горящих свечей. Надо сделать медленный, глубокий вдох и вообразить, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Сильно подуть в ее направлении, полностью выдохнув воздух, при этом свеча должна погаснуть, затем вновь делать медленный глубокий вдох, а потом задуть следующую свечу. И так все семь свечей погасить. Упражнение выполнять под спокойную негромкую музыку, в затемненном помещении.

Публикации по теме:

«Создание условий для эмоционального комфорта ребенка раннего возраста в адаптационный период» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Умка» г. Павлово «Создание условий для эмоционального.

Консультация «Как воцарить дружбу и согласие в детском коллективе» Наталия Самошкина МБДОУ ДС «Парус» «Дружба и согласие в детском коллективе» Имидж Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный.

Консультация для педагогов. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада.

Консультация для родителей «Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей» Подготовила: Старший воспитатель Скеленчева Н. И. г. Краснодар Апрель 2019г. Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического.

Особенности психологического развития и диагностики раннего возраста при заполнении заключений педагогов-психологов От года до трех лет Ведущая деятельность - предметно - манипулятивная. Важные действия: - орудийные; - соотносящие; - ориентировочные. В.

План работы педагога-психолога с педагогическим коллективом по формированию благоприятного психологического микроклимата Сентябрь 1. Проведение социометрического исследования Цель: изучение эмоционально - личностных взаимоотношений в коллективе, межличностных.

Создание центров психологического комфорта в группе для улучшения психофизиологического благополучия дошкольников Современное дошкольное образование находится в условиях существенных, системных изменений. Меняется парадигма образования, вслед за ней.

Тренинг для педагогов «Формирование нравственных отношений в детском коллективе» Тренинг для педагогов «Формирование нравственных отношений в детском коллективе» Педагог-психолог Кирюшина Г. В. МБДОУ детский сад № 26.

Консультация «Влияния психологического климата в семье на здоровье ребенка» Влияния психологического климата в семье на здоровье ребенка. Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда.

Создание благополучного эмоционального климата в детском коллективеСоздание благополучного эмоционального климата в детском коллективе Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Всю свою жизнь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста
Опубликовано: 6 ноября 2019 в 08:45
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мусилович (УИ 1318783) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД