Татьяна Мусилович
Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Каликова Г. А., учитель - логопед,
Мусилович Т. А., педагог - психолог, ГБУ
«Психолого – педагогический центр, г. о. Тольятти
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Каждый специалист, работающий с детьми этого возраста, может отметить влияние комфортной среды на психологическое состояние ребёнка, ибо неблагоприятное воздействие окружающей среды может иметь такие последствия как:
Публикация «Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе раннего возраста» размещена в разделах
- появление навязчивых состояний, аффективных вспышек, страхов, невротических состояний;
- проявление соматических заболеваний;
- переход детской психологической травмы в способ психологической защиты у взрослого, таких как позиция «избегания» и проявление агрессивного поведения.
Определить неблагоприятное эмоциональное состояние детей можно по следующим признакам:
- склонность к частому уединению (игры на сплочение, хороводы, игры с аплодисментами, использование детских музыкальных инструментов);
- избыточное качание (подвижные игры, физические упражнения, особенно игры с прыжками; так как прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга. Вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Например — «тут можно прыгать на одной ноге, тут на двух»);
рассматривание картинок, пальчиковая гимнастика, игры-приветствия, релаксационные игры, использование музыкальных пауз);
- чрезмерная отвлекаемость ( игры с элементами сюжетно-ролевых игр: «Купаем куклу» и т. д., пальчиковая гимнастика; использование музыкальных пауз);
- проявления устойчивой раздражительности, периодические вспышки гнева (релаксационные игры, подвижные игры в подгруппах, например, щёлканье пузырьками упаковки, «драки» мягкими предметами, сбивание кеглей, забивание «гвоздей»).
Благополучное эмоциональное состояние ребенка, характеризуется наличием следующих факторов:
- все чаще играет, при этом изображая различные эмоциональные реакции;
- использует для выражения своих чувств множество определенных жестов и интонаций;
- в состоянии обиды ищет уединения;
- развивается способность различать эмоции и чувства других людей (особенно значимых);
- учится адекватно и конструктивно реагировать на настроение близких людей.
Каковы же причины, влияющие на создание атмосферы психологического комфорта в группах раннего возраста :
1. Эмоциональная комфортность самого педагога - необходимое условие благополучного эмоционального состояния детей, так как у детей хорошо развита способность «считывать» эмоциональный настрой взрослого. Дети очень легко заряжаются отрицательными эмоциями, в виду этого педагогу необходимо убирать излишнее эмоциональное напряжение.
2. Стиль общения с детьми.
В данном возрасте благоприятная обстановка зависит во многом от того, как педагог взаимодействует с детьми, способствует налаживанию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Для начала воспитатель, который заинтересован в установлении благоприятного климата в группе, проводит анализ обстановки в детском коллективе, включающий особенности общения самого воспитателя с каждым ребенком и взаимоотношений между детьми.
Для улучшения взаимоотношений с детьми педагог должен вызывать чувство доверия у детей, оказывать им эмоциональную поддержку, создавать ситуации сотрудничества между взрослым и ребенком и применять конструктивные способы в разрешении конфликтных ситуаций.
1. Большая наполняемость групп.
2. Неполный педагогический состав в группе.
3. Неблагоприятная семейная ситуация.
4. Неврологический статус ребенка.
Рекомендации по созданию условий психологически комфортной среды в группе раннего возраста :
- называть каждого малыша по имени и своевременно хвалить;
- проявлять внимание к эмоциональному настрою детей и стимулировать их стремление к самостоятельности;
- не применять дисциплинарные методы, которые унижают детей, в том числе и физические наказания;
- использовать игры, потешки, совместные наблюдения явлений природы, ритуалы приветствия.
Игровые приемы для детей
«Шарик»
Цель: укрепление эмоционального контакта с ребенком. Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть: «Смотри, у меня красивый шарик. Давай я буду прятать, а ты угадывать, в какой руке шарик».
«Игры с мячами»
Цель: коррекция агрессивных проявлений. Педагог демонстрирует ребенку мяч и предлагает поиграть, повторяя его действия с мячом (догонять, прокатывать, ударять по мячу).
«Я в домике»
Цель: укрепление взаимоотношений со взрослым, снятие напряжения. Для того, чтобы ребенок почувствовал себя защищенным и успокоился, можно предложить ему поиграть в шалаш или домик. Можно использовать спокойную музыку.
«Журчит водичка»
Цель: снятие напряжения. Шум переливающейся воды и сам процесс перетекания жидкости из одной емкости в другую воздействует на психику ребенка благотворно и успокаивает перевозбужденных детей. Педагог предлагает поиграть в дождик, ручеек или водопад. А если добавить в воду немного красок, то получится настоящая исследовательская лаборатория.
«Прятки»
Цель: снятие перевозбуждения, укрепление взаимоотношений со взрослым. Взрослый закрывает глаза руками, а ребенок прячется. Все свои действия взрослые должны комментировать: «Где же Миша? Может, он за шкафом, под столом или за дверью?» Когда найдете кроху, предложите ему поменяться местами. Он закрывает глаза, а вы прячетесь, чтобы малыш вас находил.
Для снятия эмоционального напряжения полезно использовать рисование насыщенным цветом, а также слушание релаксационной музыки
«Солнечный зайчик»
Цель: налаживание эмоционального контакта ребенка со взрослым.
Педагог берет зеркальце, когда солнце заглядывает в окно и ловит им солнечный луч. При этом обращает внимание детей на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван. Можно предложить ребенку поймать «зайчик».
Затем ребенок и взрослый меняются ролями.
«Тушки – тутушки»
Цель: налаживание эмоционального контакта ребенка со взрослым.
Педагог сажает ребенка к себе на колени и ритмично подбрасывает его вверх, направляет движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки -Бух!
«Чудо-цветок»
Цель: снятие напряжения, развитие мелкой моторики.
Педагог сгибает руки в локтях, складывает их накрест и сцепляя большие пальцы, шевелит остальными пальцами:
Шевелятся у цветка
Все четыре лепестка.
Я цветок сорвать хотел,
Но цветок вдруг улетел.
Разъединяет большие пальцы и руки разводит в стороны («Улетела бабочка»).
Способы релаксации педагогов
«Упражнение «Абажур»
Педагоги садятся в удобной и расслабленной позе, закрывают глаза. При этом дается речевая инструкция: «Представьте, что внутри вас, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но как только, мы начинаем волноваться, абажур поворачивается лампой вверх. Резкий свет бьет в глаза, слепит нас, вам становится жарко и дискомфортно. Представьте себе ситуацию, когда абажур медленно поворачивается вниз и принимает исходное положение. Свет слепящий, в глаза исчезает и вам становится тепло и уютно.
«Инвентаризация»
Педагогам предлагается оглянуться вокруг себя, внимательно осмотреть помещение. Не торопясь, мысленно найдите в помещении 7 красных предметов. Затем «перебрать» все предметы один за другим и постараться полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». При этом мысленно самому себе проговаривать: «Красная обложка тетради, красные шторы, красная ваза для цветов» и т. д. Сосредотачиваясь на каждом предмете, вы снимаете внутреннее стрессовое напряжение, и направляете свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
Упражнение «Семь свечей»
Педагогам предлагается сесть удобно, закрыть глаза и расслабиться. Представить себе, что на расстоянии метра от вас стоят семь горящих свечей. Надо сделать медленный, глубокий вдох и вообразить, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Сильно подуть в ее направлении, полностью выдохнув воздух, при этом свеча должна погаснуть, затем вновь делать медленный глубокий вдох, а потом задуть следующую свечу. И так все семь свечей погасить. Упражнение выполнять под спокойную негромкую музыку, в затемненном помещении.