Анна Бельская
Роль наблюдения в формировании элементарной системы экологических знаний у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Формирование основ экологической культуры детей младшего дошкольного возраста через наблюдения в природе, играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Цель экологического воспитания :
• Формировать знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
Публикация «Роль наблюдения в формировании элементарной системы экологических знаний у младших дошкольников» размещена в разделах
• Развивать эстетические чувства: любовь, уважение, бережное отношение к миру природы;
• Побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными, беречь и сохранять природные богатства
• Формирование основ экологической культуры детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Основные экологические представления дети получают на занятиях, именно на занятиях дети получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольников ведущее место занимает наблюдение, так как
1. наблюдение — метод чувственного познания природы. Практикой дошкольного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная организация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе.
2. Через наблюдения дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.
3. Наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, воспитывается любовь к родной природе.
4. Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребё нка: поиск ответов на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения, сравнивать.
Наблюдению как основному методу познания главное место отводится на прогулке, где дети могут вместо со взрослым и самостоятельно обращать внимание на объекты живой и не живой природы, подмечать особенности объектов природы, любоваться их красотой.
Наблюдения могут быть организованными и стихийными, так как увиденный жук на прогулке может вызвать гораздо больше интереса, чем запланированное наблюдение за растениями или ветром. Наблюдения могут быть фронтальными, подгрупповыми и индивидуальными. В каждом наблюдении ведущую роль будет играть воспитатель, который умело обратит внимание детей на важные особенности объекта природы, подведет к правильным выводам, понятно и познавательно донесет информацию.
Большой интерес у детей вызывает экспериментальная деятельность, где решаются главные задачи наблюдения, обследования объекта зрительно и тактильно, наблюдение за его изменениями в процессе экспериментальной деятельности. Это не сложные эксперименты – манипуляции с песком, водой, снегом, льдом, где дети самостоятельно делают не сложные выводы о свойствах этого материала, наблюдают его в разных состояниях (песок сухой и мокрый, снег рассыпчатый и липкий) учатся видеть воздействия разных условий на природный материал (вода, температура, как эти условия изменяют состояние природного материала.
Так же для расширения кругозора и развития наблюдательности с детьми проводятся целевые прогулки как на территории детского сада так и вне ее с целью показать особенности того или иного объекта природы в данное время года или сравнить с предыдущим его состоянием, увидеть изменения которые произошли с этим объектом природы. Объекты для целевых прогулок необходимо выбирать яркие, понятные детям, цели ставить доступные, расширяя и активизируя словарный запас, активизируя речевую активность детей.
В группе создан познавательный центр по экологии, где дети могут взаимодействовать с песком и водой, рассматривать комнатные растения, ухаживать за ними, понимать их потребности, закреплять знания полученные на занятиях и на прогулке с помощью дидактических игр по экологии, в беседах, в рассматривании иллюстраций и чтении художественной литературы в совместной деятельности с воспитателем в свободное время, а так же самостоятельно.
Так проводя работу по экологическому воспитанию с начала учебного года мы наблюдали с детьми за :
- не живой природой
- растительным миром
- животным миром
на протяжении всех сезонов
Основную работу по наблюдениям проводили на прогулке, где дети имели возможность непосредственно контактировать с природой, видеть и обследовать ее объекты.
Так в начале осени наблюдая за растениями было отмечено, что растения прекращают рост, некоторые цветы уже не цветут, листья деревьев меняют цвет, опадают и к началу зимы деревья и кустарники полностью обнажены. Дети подводились к выводу о потребностях растений в тепле и влаге, которые в данное время года не возможны.
Зимой с детьми отмечали, что растения не растут, деревья и цветы отдыхают, но под снегом они не погибли, они ждут тепла.
Весной со сходом снега я обратила внимание детей, что на оголившейся от снега земле появляется зеленая трава, как на деревьях набухают почки из которых появляются листья. И снова вместе с детьми вспомнили о потребностях растений во влаге, тепле и свете.
Так же наблюдали как ведут себя цветы в цветнике и на клумбе после схода снега, как появляются первые ростки.
Таким образом мы вместе с детьми находили и обьясняли причинно следственные связи, дети учились понимать как происходят некоторые процессы природы, развивали познавательную активность, наглядно видели как меняется объект природы в зависимости от сезона, учились понимать причину этих изменений.
Наблюдения за растениями мы начали в группе в феврале- марте, где помимо комнатных растений мы наблюдали за посадкой лука, овса и томатов от момента посадки до первых всходов. Дети с интересом наблюдали как появлялись первые ростки культур, наблюдали за их дальнейшим ростом. Для того чтобы активизировать познавательную сферу детей использовались проблемные вопросы: «Почему на улице лежит снег, а в группе у нас всходят растения, растут комнатные цветы?» Подобные вопросы направляли умственную активность детей, заставляли искать правильный ответ. И снова вместе с детьми мы вспомнили о потребностях растений и отметили главную в данном случае – потребности в тепле.
Наблюдения на улице проводились не только на групповом участке, но и в огороде, где весной мы высадили томаты в грунт. А на клумбе вели наблюдение за ростом и цветением цветов.
Наблюдая за животным миром мы отмечали поведение насекомых и птиц в разные сезоны.
Осенью было отмечено вместе с детьми, что насекомые, которые так часто встречались на участке стали исчезать, а потом с наступлением холодов и совсем пропали. Была организована поисковая деятельность по участку детского сада с целью найти насекомых, а не найдя предположить куда же они пропали? Дети были подведены к выводу о том, что все насекомые прячутся на зиму в почву и кору деревьев до тепла, засыпают, а не погибают. С наступлением весны дети могли наблюдать как насекомые вновь появляются на участке, были организованы наблюдения за насекомыми с целью определить «Кто раньше проснулся? «Чем заняты насекомые весной?» и т. д. С детьми рассматривали разные виды насекомых, сравнивали, составляли небольшие рассказы о жизни животных, тем самым повышая интерес к миру насекомых.
Жизнь птиц так же была интересна для исследования детьми. Рассматривая птиц на участке проводились беседы о том, что птицы бывают перелетные и озимые, а перелет птиц связан с тем, что насекомые все исчезают, ложатся спать. Вместе с детьми устанавливались простейшие причинно – следственные связи. Птицы в отличие от насекомых спать на зиму не ложатся и их можно видеть каждый сезон. Зимой птицам приходится туго, поэтому на участке были повешены кормушки, где каждый день мы вместе с детьми кормили птиц. Так же детям было предложено вместе с родителями сделать кормушки чтобы подкармливать птиц во дворах и парках. Так дети учились проявлять заботу о пернатых понимая как тяжело им зимовать, ведь оставшись день без еды они могут погибнуть.
Зимой помимо местных птиц мы наблюдали на территории детского сада за снегирями и свиристелями, которых можно было увидеть на рябине.
Все увиденное мы с детьми отражали в рисунках, лепке. А полученные знания закрепляли в совместной деятельности с помощью бесед, отгадывании загадок, рассматривании иллюстраций, самостоятельном рисовании в уголке творчества.
С наступлением весны мы наблюдали, как прилетают птицы, еще раз отмечали какие птицы перелетные и почему улетали, тем самым закрепляли полученные знания об образе жизни птиц.
Так же на протяжении всех сезонов наблюдали за не живой природой: небо, облака, характер осадков, погода в разное время года, песок, камни и т. д. с целью дать целостное представление об объектах природы в разное время года.
В работе с детьми были использованы циклические наблюдения с помощью которых дети имели возможность длительно наблюдать за одним объектом с целью видеть изменения происходящие с ним на протяжении определенного времени: «Наблюдение за прорастанием лука» в группе, «Наблюдение за появлением первой травы», «Наблюдение за цветущими растениями на клумбах осенью», «Наблюдение за первоцветами весной».
К работе по экологическому воспитанию были привлечены и родители. Консультации, родительские собрания, папки – передвижки расширяли кругозор родителей, помогали понять что и как можно рассказать детям, на что обратить внимание, понаблюдать.
Так же родителям предлагалось и практические задания: принести корм для птиц, смастерить кормушку, собрать семена цветов для посадки, высадка садовых культур и т. д.
Таким образом на протяжении учебного года дети учились наблюдать за разными объектами природы, подмечать их особенности в зависимости от сезона, выражать свои наблюдения в речи, совместно с воспитателем устанавливали причинно – следственные связи, учились понимать причину явлений или изменений. Полученные знания отражали и закрепляли в совместной и самостоятельной деятельности.