Получи документы

Роль музыки в физическом воспитании дошкольников

Варвара Тимофеева
Роль музыки в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Мальцева Виктория Сергеевна

Инструктор по физической культуре, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Детский сад комбинированного вида "Сказка", город Краснодар.

Тимофеева Варвара Александровна

Публикация «Роль музыки в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Музыкальный руководитель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Детский сад комбинированного вида "Сказка", город Краснодар.

«Роль музыки в физическом воспитании дошкольников»

«В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая. … Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга». [1]

Д. Д. Шостакович

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья». [2]

Бехтерев В. М.

Положительное влияние искусства на развитие личности человека известно с давних времен, музыка являлась одним из главных предметов в общей системе образования. Современные исследования в области физиологии подтверждают важнейшую роль музыки в развитии человеческого мозга.

Всемирная организация здравоохранения обращает внимание, что здоровье ребенка – это отсутствие болезни и физических дефектов, а так же полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье детей – одна из главных и актуальных проблем современного общества. Ни для кого не секрет, что современные дети, отстающие в физическом развитии, намного чаще болеют, быстро утомляются, имеют низкую работоспособность, неустойчивое внимание и слабую память.

В современном цифровом мире дошкольники перенасыщаются информацией из СМИ, владеют компьютером, телефоном, имеют доступ к интернету. Приносит ли это пользу? На первый взгляд, кажется, что да, дети развиваются с опережением. Но стоит обратить внимание на то, что информация, полученная ребенком, должна быть корректной и соответствовать его возрасту. Любое информационное воздействие в первую очередь отражается на психофизическом здоровье ребенка. В настоящее время оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе многих дошкольных образовательных учреждений.

Эффективно проводить оздоровительную работу, решать образовательные, коррекционные и воспитательные задачи помогает использование такого вида искусства, как музыка. Музыка, благодаря различным тональностям, позволяет нам воздействовать на психику человека, а так же приводить в состояния радости, грусти, возбуждения, спокойствия и т. д.

Целью оздоровительного воспитания в детском саду является охрана жизни, всестороннее совершенствование функций организма, повышение работоспособности, закаливание, сохранение и укрепление психофизического здоровья.

Какое же влияние музыка оказывает на физическое воспитание дошкольников? Музыка сопровождает утреннюю зарядку и физкультурные занятия, помогает активизировать детей, повысить качество выполняемых упражнений. Музыкальный материал помогает детям понять характер движений, способствует организации коллектива.

Взаимосвязь музыки и движений, совершенствует координацию, улучшает осанку, вырабатывает четкость шага и легкость бега. Смена динамики и темпа музыкального сопровождения, учит детей быстро переключаться, слышать характер музыки, изменять скорость, направление и амплитуду движений. В результате музыкально-оздоровительная работа влияет на жизненный тонус детей, поддерживает бодрое, радостное настроение, оказывает благоприятное влияние на организм в целом.

В музыкальнооздоровительной работе используются такие здоровьесберегающие технологии как: дыхательная гимнастика, игровой массаж, игроритмические упражнения, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и укрепление осанки. Предлагаем рассмотреть практическое применение данных технологий.

1. Дыхательная гимнастика

Основными задачами дыхательной гимнастики в дошкольном возрасте являются : профилактика респираторных заболеваний, повышение жизненного тонуса организма, тренировка сердечно-сосудистой системы и дыхательных мышц.

Противопоказания: ОРВ, заболевания дыхательных путей, насморк, заложенность носа.

В дошкольном возрасте формирование дыхательной системы не завершено, поэтому совместно со звуковой гимнастикой, в работе используются общие развивающие упражнения в умеренном темпе с минимальным количеством повторений.

Упражнение «Ветерок»

Цель: выработать глубокий вдох и сильный продолжительный выдох

Оборудование: листочки из цветной бумаги, лежащие на столе.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения.

«Висит на дереве листок, - вдох

Дует сильно ветерок. - выдох

Дует, дует, задувает -вдох

Листья с дерева срывает. - продолжительный выдох»

2. Игровой массаж

Основная цель игрового массажа - оказывать благоприятное влияние на психо-физическое развитие ребенка. Игровой массаж стимулирует и поддерживает оптимальное развитие мышечной массы, активизирует обменные процессы организма.

На музыкальных и физкультурных занятиях массаж проводится в игровой форме, под музыку – слова пропеваются или ритмодекламируются.

Упражнение «Пчелка»

На ромашку пчелка села - провести пальцами обеих рук по лбу, от середины к вискам – 4 раза.

Жу-жу-жу и полетела - провести пальцами по щекам сверху вниз – 4 раза.

Целый день она трудилась,

Дел ведь много накопилось.. – провести кулачками энергично провести по крыльям носа – 4 раза.

Потрудилась, а потом,

Будет меда полон дом! - растереть лоб ладонями - 4 раза.

3. Игроритмические упражнения

Основная цель использования игроритмических упражнений – включение в работу обоих полушарий мозга, снятие мышечного напряжения, улучшение физического самочувствия, развитие воображения и музыкально-творческих способностей.

Упражнение: «Осенний лес»

Цель: развитие координации движений, пластики, произвольного внимания, чувства ритма и темпа.

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы по лесу долго шли.

(Идём на месте.)

И грибочки мы нашли.

(Наклоняемся и разгибаемся.)

Вот грибок и вот грибок –

Их положим в рюкзачок.

(Показываем, как кладём грибы.)

Посмотри, что впереди!

(Вытягиваем руки перед собой.)

Там болото, погоди!

(Разводим руки в стороны.)

Чтобы нам не утонуть.

На тропинку повернуть.

(Поворачиваемся вправо и идём на месте.)

Чтоб пройти по лесу там,

Наступай на кочку сам.

(Прыгаем на месте.)

Прыгнем раз, прыгнем два!

Вот сухая тут трава.

(Разводим руки в стороны.)

4. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия.

Основная цель - формирование двигательных навыков и умений в соответствии с индивидуальными особенностями развития организма ребенка, распределение равномерной нагрузки на мышцы стопы.

Профилактика плоскостопия проводится с детьми в течении дня:

Каждое утро на утренней гимнастике используются различные виды ходьбы, способствующие развитию двигательной активности и укреплению мышц.

На занятиях по физической культуре используются упражнения по профилактике плоскостопия с различным спортивным инвентарем (гимнастическая палка, мячи, дорожки здоровья, обручи, ходьба по канату). Благодаря музыкальному сопровождению, атрибутике, профилактические упражнения носят игровой характер и выполняются детьми с большим желанием.

В течении дня воспитателями проводятся физкультминутки, а на прогулке используются подвижные игры, направленные на обогащение двигательного опыта детей. После обеденного сна под спокойное музыкальное сопровождение выполняется комплекс упражнений лежа в кровати, используются дорожки здоровья и самомассаж.

Упражнение «Переложи предмет»

Исходное положение – сидя, упор на руки, спина ровная.

Перенести медленно мелкий предмет (мяч, платок, кольцо) от одной ноги к другой, повторить упражнение для каждой ноги.

Упражнение с гимнастической палкой

Исходное положение – сидя на стуле, ноги на гимнастической палке.

С палочкой мы играем,

Вперед назад ее катаем. – катание гимнастической палки двумя ногами

Упражнение Полоса препятствий «Болото»

Дети друг за другом проходят по разным видам поверхностей - ровная поверхность, массажные коврики, выпуклая поверхность.

На болоте две лягушки,

Прыгали как попрыгушки. – ходьба по ровной поверхности.

Дружно лапками стучали,

По кочкам весело скакали. - ходьба по массажным коврикам и выпуклой поверхности.

По канату пробежались,

В обруч прыгнули, как в пруд. – ходьба по канату, прыжок в обруч.

Но в болоте все остались,

Потому что там живут! – вернуться в исходное положение.

5. Упражнения, направленные на укрепление осанки

Основная цель упражнений – профилактика искривлений, укрепление мышечного корсета, формирование правильного навыка сидения и ходьбы.

Упражнение «Бабочки»

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Мы как бабочки летаем,

Крылышками машем.

Легко весело порхаем,

И цветочки облетам! – Имитировать взмах крыла, не отрывая рук от пояса.

Музыкально-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении – важное направление в воспитании дошкольников.

Музыкально-оздоровительная работа дает следующие результаты:

1. Эмоциональная стабильность детей;

2. Снижение уровня простудных заболеваний;

3. Развитие музыкальных и творческих способностей;

4. Развитие речевых навыков детей;

5. Рост физической и умственной работоспособности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении созданы все необходимые условия, для проведения музыкально –оздоровительной работы. Музыкально-физкультурный зал оснащен соответствующим оборудованием, соблюдены все гигиенические требования. В группах имеются музыкальные и спортивные уголки. На территории детского сада расположены спортивная площадка, дорожки здоровья.

Оздоровление, а так же создание психологического комфорта – одна из важных задач дошкольного образовательного учреждения. Использование современных методов музыкально-оздоровительной работы, здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценное эмоциональное, интеллектуальное, психофизическое развитие детей.

Здоровье детей – будущее нашей нации!

Список используемой литературы:

1.https://900igr.net/prezentacija/pedagogika/ispolzovanie-prakticheskogo-op.

2. https://time365.info/aforizmi/aforizm/17872

3. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Н. А. Ветлугиной, Москва «Просвещение» 1989 г.

4.«Музыка и движение», С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина, Москва «Просвещение» 1984 г.

5.«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие»

Л. В. Гаврючина, Москва 2008 г.

6.«Ритмическая мозаика» Буренина А. И. - Программа по ритмике для детей. - 2 изд., испр и доп. - СПб. :ЛОИРО,2000.

7.«Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении» Аджимуратова З. Р. Молодой ученый, 2016 г.

Публикации по теме:

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Доклад на тему «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Доклад на тему: «Роль природы в трудовом воспитании дошкольников» Составила: Гафурова Нурфия Василовна,воспитатель, д. / с. №25 Воспитательное.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников»Фотоотчёт о проведении родительского собрания «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» В декабре в нашей группе №6 «Колобок» было проведено родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании дошкольников» в нетрадиционной.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка»Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль папы в воспитании детей переоценить трудно. Именно он способствует формированию стереотипа дальнейшего поведения ребенка, началу его.

Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.

Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.

Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении»Мастер-класс «Игровая деятельность дошкольников в физическом воспитании и оздоровлении» 30 апреля 2019 года на базе МБДОУ № 120 состоялась методическая мастерская по направлению "Физическое развитие дошкольников в условиях.

Роль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников ВидеоРоль стихов о войне в патриотическом воспитании дошкольников Видео Стихи о войне и дети. Неотъемлемой частью подготовки к любому празднику в детском саду является разучивание с детьми стихов на соответствующую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыки в физическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 08:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыки в физическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Варвара Тимофеева (УИ 530788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД