Наташа Малышева
Проектная деятельность «Роль игрушки в развитии музыкальных способностей детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1Актуальность
Актуальность проблемы и темы исследования. Изменения, происходящие в социально – экономической жизни России, оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Они коснулись и дошкольного учреждения. Закон РФ «Об образовании» определил новый статус дошкольного учреждения как образовательного.
Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса.
Публикация «Проектная деятельность „Роль игрушки в развитии музыкальных способностей детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Проекты
- Младшая группа
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Анализ исследований Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, С. Л. Новоселовой, Е. А. Флериной показал, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей раннего возраста.
Одним из основных средств духовно – нравственного и патриотического воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволит осуществить полноценное развитие личности и приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. «Игрушки – небалушки» - так говорит народная мудрость о значении игрушек для маленького ребенка. Дарить игрушки было распространенным обычаем – подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.
– Как оценить игровой и развивающий потенциал игрушки? - Чем должна быть игрушка для ребенка?
- Как выбрать то, что нужно ребенку?
- Игрушка полезная и вредная.
Возникает проблема ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе игры. В деятельности ребенка до 5 лет становится значимой та сфера, которая поддержана матерью, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.
Анализ программы «От рождения до школы» позволил сделать вывод, что набор игрушек, предлагаемый для педагогов и родителей, помогает решать задачи всестороннего развития детей раннего возраста.
Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей раннего возраста в настоящее время является актуальной.
Анализ этой проблемы в МДОУ показал необходимость включение игрушек в пед процесс, но вместе с тем возникло противоречие между потребностью практики в целенаправленном педагогическом влиянии игрушки на развитие музыкальных способностей ребенка в детском саду и дома, и отсутствием системы работы с ней.
Это противоречие делает сегодня актуальной проблему планирования системы работы с игрушкой в музыкальном воспитании детей раннего возраста.
Объект: Музыкальное развитие детей раннего возраста.
Предмет: Система работы с игрушкой для развития музыкальных способностей детей раннего возраста.
Цель: Развитие музыкальных способностей детей раннего возраста через создание и реализацию системы работы в разных видах детской деятельности.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог – дети – родители.
2Задачи
Задачи для детей
• Развивать игровые, познавательные, речевые, музыкально – сенсорные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка;
• Овладевать образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой;
• Приучать ребенка экспериментировать с музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами, к изучению их звуковых возможностей;
• Развивать способность различать знакомые музыкальные инструменты и игрушки по тембру звучания, запоминать их названия, закреплять простейшие способы игры на них;
• Формировать у ребенка эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Задачи для родителей:
• Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
• Создавать условия для самостоятельных импровизаций с помощью элементарных музыкальных инструментов;
• Способствовать общему развитию ребенка средствами музыки.
Задачи для педагога:
• развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Гипотеза: Если организовать целенаправленную работу по развитию музыкальных способностей детей раннего возраста в тесном взаимодействии с педагогами и родителями, с использованием разнообразных игрушек в различных видах детской деятельности, то это будет способствовать у детей :
- Проявлению интереса к экспериментированию с различными звучащими игрушками и музыкальными инструментами;
- Передаче музыкально – игровых образов, в сочетании с музыкой;
- Овладению знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении
игрушек;
- Проявлению доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
- Возрастанию речевой активности детей в разных видах деятельности.
У родителей: - обогащению родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышению компетентности родителей при выборе игрушки, детских музыкальных инструментов и звучащих игрушек.
Участники проекта :
1. Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель;
2. Дети 1 мл. группы;
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта : 5 месяцев
I. Подготовительный этап:
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II. Основной этап реализации проекта :
3Содержание деятельности родителей :
• Изготовление игрушек - самоделок ко дню бумажной и звучащей игрушки;
• Подбор игрушек для тематических выставок в д\с;
• Участие в оформлении выставок в группе;
• Участие в оформлении группы и музыкального зала ко дню игрушки
(газета, шары, игрушки, подбор музыкального материала);
• Выставка материалов «Как я играю дома»;
• Показ кукольного спектакля «Теремок Деда Мороза».
4Содержание деятельности педагога :
Система мероприятий
Октябрь - «Моя любимая игрушка»
Работа с детьми Познавательная деятельность - игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;
- игровое сенсорное занятие «Какие бывают игрушки»;
- определить место - «домик» для игрушек, принесенных из дома;
- рассматривание иллюстраций с изображением игрушек;
- игры с водой (игрушки резиновые);
Игровая
деятельность - сюжетная игра «Игрушки приходят в гости»;
- подвижная игра «Лохматый пес», «Догони мишку»;
- игра-забава «Заинька, попляши»;
- хоровод «Подарки»;
Художественно- речевая
деятельность - чтение книги : З. Александрова, «Мой мишка»,
Г. Цыферов, «Жил на свете слоненок»;
-разучивание стихотворения из книги «Игрушки»,
А. Барто;
-потешка «Мишка, мишка, где штанишки?»;
Музыкально- театрализованная деятельность - игра «Веселые погремушки»;
- М. Раухвергер, песня «Собачка»;
- муз- дид. игра на развитие ритмического восприятия «Узнай кто я?»;
- театр игрушки «Мой мишка», З. Александрова;
- развлечение «Концерт для игрушки»;
Продуктивная деятельность -лепка «Яблоко на тарелочке для моей игрушки»;
Работа с родителями - пополнение групповой библиотеки;
-подбор игрушек для занятий и тематической выставки
«Моя любимая игрушка»;
- подбор фотографий для газеты «Моя любимая игрушка»;
- оформление программы дня «Моя любимая игрушка»;
Итоговое мероприятие: «День моей любимой игрушки»
7.30-8.00 -праздничный прием в группе с их любимыми игрушками;
-сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»;
9.10-9.30 -комплексное занятие «Моя любимая игрушка»;
15.20-.15.30 -хороводная игра «Подарки»;
16.10-16.25 -«Концерт для игрушки»;
в течение всего дня – фотогазета «Моя любимая игрушка»;
Ноябрь - «Бумажная игрушка»
Работа с детьми Познавательная деятельность - игровое познавательное занятие «Какая разная бумага»;
- игровое сенсорное занятие «В гостях у разноцветных игрушек»;
- оформление выставки «Бумажная игрушка»;
- игры с водой «Пускаем бумажные кораблики»;
Игровая
деятельность - сюжетная игра «День рождения у куклы Кати»;
- сюжетная игра «Поездка на поезде»;
- хороводная игра «Флажок»;
- подвижные игры «Догони нас, Мишка», «Самолеты»;
Художественно- речевая
деятельность - чтение : В. Сутеев, «Кораблик»; Г. Цыферов, «Пароходик»;
- потешки: «Мышка- поскребушка»; «Сорока- белобока»»;
«Совушка- сова»; «Зачишка-трусишка»;
Музыкально- театрализованная деятельность - песня «Паровоз», А. Филиппенко;
- муз-дид игра на развитие динамического восприятия «Тихо - громко»;
- пальчиковый театр бумажной игрушки «Репка»;
- настольный театр бумажной игрушки «Курочка Ряба»;
- развлечение «Бумажная игрушка»;
Продуктивная деятельность - совместное изготовление игрушек для поддувания в речевой уголок;
- совместное изготовление и обыгрывание игрушек «оригами»;
- изготовление панно «Кто живет в лесу»;
Работа с родителями - изготовление игрушек для тематической выставки;
- участие в оформлении выставки «Бумажная игрушка»;
- изготовление бумажных вертушек для наблюдения за ветром;
Итоговое мероприятие: «День бумажной игрушки»
7.30-8.00 -утреннее приветствие бумажного Петрушки;
9.10-9.30 -познавательное занятие «Из чего же, из чего же?»;
15.20-.15.30 -игры с водой «Пускаем бумажные кораблики»;
16.10-16.25 Групповое развлечение «Бумажная игрушка»;
в течение всего дня открыта выставка «Бумажная игрушка»;
Декабрь - «Игрушка - забава»
Работа с детьми Познавательная деятельность - игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;
- игровое сенсорное занятие «Какие бывают игрушки»;
- оформление «домика» для домашних животных;
- оформление «леса» для диких животных;
- рассматривание деревянных игрушек;
- дид. игра «Узнай на ощупь»;
Игровая
деятельность - сюжетные игры «Купание куклы»; «Приготовим угощение для игрушки»; «Поездка на поезде»;
- подвижные игры «Мишка спит»; «Воробушки и кот»;
- хороводная игра «Заинька, попляши»;
Художественно- речевая
деятельность - чтение сказок «Теремок»; «Заюшкина избушка»;
- Г. Цыферов, «Кто кого добрее»;
- разучивание стихотворения из книги А. Барто «Игрушки»;
- потешки: «Как у нас ли петушок»; «Идет петушок»;
«Зайчик - Иванчик»; «Сидит белка на тележке»;
Музыкально- театрализованная деятельность - песня «Лошадка», А. Филиппенко; «Киска», Ан. Александрова;
- муз- дид. игра на развитие звуковысотного восприятия «Где мои детки?»;
- настольный театр «Заюшкина избушка»;
- новогодний праздник «Теремок деда Мороза»;
Продуктивная деятельность - рисуем для любимых игрушек;
Работа с родителями - пополнение предметно –развивающей среды : «Заводная игрушка»;
- изготовление из теста угощения для игрушек;
- участие в кукольном спектакле «Теремок деда Мороза»;
Итоговое мероприятие: «День игрушки - забавы»
7.30-8.00 -утреннее приветствие любимой игрушки воспитателя;
9.10-9.30 -развлечение «Игрушки – забавы»;
15.20-.15.30 -игры с любимыми игрушками;
-подвижные игры: «Мишка спит», «Подарки»;
16.10-16.25 -рисуем для любимых игрушек;
16.25-16.50 -сюжетно-ролевая игра «Поездка на поезде»;
Январь - «Звучащая игрушка»
Работа с детьми Познавательная деятельность -игровое познавательное занятие «Из чего же сделаны наши игрушки»;
- игровое сенсорное занятие «Большие - маленькие»;
- рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов;
- дид. игра «Угадай что звучит?»;
- определить полочку для звучащих игрушек;
Игровая
деятельность - сюжетная игра «Магазин игрушек»;
- игра-забава «Сюрприз в игрушке»;
- игра «Веселые погремушки»;
Художественно- речевая
деятельность - чтение книги «Лесные музыканты»;
- потешки: «Музыканты»; «Как у нашего Данилы»;
«Ой, ду-ду, ду-ду»;
Музыкально- театрализованная деятельность - муз- дид. игра на развитие тембрового восприятия «Что как звучит?»;
- муз. игра «Оркестр» (погремушки, бубны, ложки);
-театр «Как игрушки подружились»;
- игровое музыкальное занятие «Звучащая игрушка»;
Продуктивная деятельность - рисование «Погремушка»;
Работа с родителями -изготовление игрушек – самоделок (звенелки, шумелки, гремелки);
- оформление выставки игрушек – самоделок;
- подбор звучащих игрушек;
- оформление выставки звучащая игрушка;
- оформление программы дня «Звучащая игрушка»;
Итоговое мероприятие: «День звучащей игрушки»
7.30-8.00 -веселое утреннее приветствие куклы- Неваляшки;
8.55-9.05 -игра «Угадай, что играет»;
9.10-9.30 -музыкальное занятие «Звучащая игрушка»;
15.20-.15.30 -играет оркестр «Громко – тихо»;
15.55-16.05 -хоровод «Если весело живется»;
16.05-16.15 -чтение стихов о звучащих игрушках;
весь день открыта выставка игрушек – самоделок;
Февраль - «Играем и поем»
Работа с детьми Познавательная деятельность - игровое познавательное занятие;
- игровое сенсорное занятие;
- дид. игры «Кто как умывается»; «Твердый – мягкий»;
- игры с водой;
Игровая
деятельность - сюжетная игра «Спи, кукла»;
- подвижная игра «Прятки»;
- хоровод «Кто у нас хороший?»;
Художественно- речевая
деятельность - чтение сказок «Колобок»; «Волк и козлята»;
- разучивание песенок «Баю-бай, баю- бай, ты собачка, не лай»;
«А баю, баю, баю, лежит Ваня на краю»;
Музыкально- театрализованная деятельность - песня «Спи, мой Мишка», Е. Тиличеева;
- песня «Ой, лады-лады»;
- настольный театр игрушки «Курочка Ряба»;
- развлечение «Играем и поем, весело живем»;
Продуктивная деятельность -лепка «Угощение для игрушек»;
Работа с родителями - пополнение групповой библиотеки;
-пополнение с\р игры «Купание куклы» предметами – заместителями;
- участие в развлечении;
Итоговое мероприятие: «Играем и поём»
7.30-8.00 -праздничный прием детей;
-в группе встречает новая игрушка;
-сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей»;
9.15-9.35 -развлечение с мамами «Играем и поем очень весело живем»;
15.20-.15.30 -хоровод «Кто у нас хороший»;
16.10-16.25 -рисование «Укрась игрушку»;
III. Заключительный этап проекта.
Результат работы по проекту :
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей;
- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами музыкальных игрушек, 56% детей проявляют интерес и желание экспериментировать с музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами;
- Активно изучают звуковые возможности игрушек : – 88% детей различают знакомые музыкальные инструменты и игрушки по тембру звучания; – 83% детей знают название инструментов и овладели способами игры на музыкальных инструментах согласно возрасту (бубны, колокольчики, музыкальный молоточек, ложки); 61% детей пытаются передавать музыкально – игровые образы, в сочетании с музыкой;
- Возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях в певческой деятельности;
2. Отмечается активное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта;
- 100% родителей изготовили и принесли игрушки самоделки для групповой выставки «Веселые инструменты – звенелки, шумелки, гремелки»;
- Родители создают условия в семье для экспериментирования со звучащими игрушками и свободного музицирования; - 50% семей имеют озвученные игрушки и детские музыкальные инструменты;
Проектная часть :
1. Разработать перспективу проекта «Игрушка» во 2 младшей группе;
2. Пополнить музыкальный уголок группы ДМИ, звучащими игрушками для самостоятельной деятельности детей;
3. Подбор новых иллюстраций, игрушек, ДМИ.
Литература:
1. Доронова Т. Н., Программа «Из детства в отрочество» (от 1 год до 4 лет).
2. «Дошкольное воспитание» № 2, 4 - 2005г.
3. А. Барто, «Игрушки».
4. «Трынцы- брынцы, бубенцы» - (рус. нар. потешки, прибаутки, заклички, колы -бельные, дразнилки, считалки). г. Москва, изд-во «Детская литература», 1994год.
5. «Запел петушок» (рус. нар. песенки, потешки, сказки).
г. Москва, изд-во «Малыш»,1996г.