Захарова Ольга Борисовна
Роль изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад № 19
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатель
Захарова Ольга Борисовна
2017 год
Роль изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст - период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Публикация «Роль изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие эмоционального мира ребенка - цель обучения изобразительной деятельности. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активирующая все психические процессы, такие как внимание, представление, воображение и пр. деятельность, которая способствует развитию мира и чувств ребенка. Самое главное через художественную деятельность познакомить детей с искусством.
Более осознанно выделяет эстетические качества предметов ребенок старшего дошкольного возраста. В воспитании эстетических чувств дошкольника играет большую роль. изобразительная деятельность. Для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, а также развивает его убеждения, влияет на поведение. Личный пример, помощь, показ, объяснение педагога имеет огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка. Одной из важных задач эстетического воспитания в изобразительной деятельности детей является развитие творческих способностей.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
В этом возрасте дети более склонны к предметному рисованию. Предметное рисование проходит множество периодов, впоследствии угасает и переходит в почерк.
Выражая свое отношение к тому, что он изображает, ребенок стремится создать свой образ.
Через настроение, слово, поступок ребенок выражает себя в жизни.
С помощью цвета, линии и других выразительных средств в рисовании. Добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка можно увидеть на одних рисунках. Образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатыена других. Именно вот так вот ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать преподавателя, так как в рисовании происходит "очищение души".
К перевоплощению старший дошкольник обладает большой способностью. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего "Я". жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета перевоплощаясь.
Поэтому сказочная и фантастическая тематика рисунков.
Дети могут выразить тревогу, страх, любовь к маме, может развиваться воображение, фантазия, отношение к окружающему миру, изображение может дополняться речью, рисунок может служить опорой для развертывания рассказа в своих рисунках. Можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка благодаря рисунку всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры.
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).
Занятие рисованием, лепкой, аппликацией способствуют решению ряда задач подготовки детей к школе. Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществляется подготовка детей к школе : всестороннее развитие личности ребёнка, его психологическая и специальная подготовка. Психологическая подготовка заключается в том, что в детском саду детей учат заниматься, подчиняя свои действия задачам занятия; формируют умение целенаправленно заниматься, слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, готовиться к занятию в соответствии с поставленными задачами, общатся друг с другом и со взрослыми. Исследования психологов показывают, что большое значение для владения деятельностью учения - и не только в начальной, но и в средней школе, даже в старших классах - имеет сформированность у детей образных представлений, которые, по мнению психологов, наиболее успешно формируются в процессе изобразиетльной деятельности. В процессе художественно-творческой деятельности формируются компоненты учебной деятельности :
1) умение понять учебную задачу (создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления и т. д.);
2) овладение способами решения учебной задачи (усвоение средств и способов создания образа);
3) формирование действий контроля (контролирует свои действия, результаты и оценивает их);
4) формирования действий оценки (формируется потребность в оценке созданного образа).
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается мелкая мускулатура рук, координация движений руки и глаза, ручная умелость; это облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе. Итак, в процессе изобразительной деятельности осуществляется всестороннее воспитание и развитие детей. Таким образом, в процессе изобразительной деятельности развиваются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при условии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их решение.