вера полкунова
Опыт работы «Роль использования игровых макетов в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль использования игровых макетов в социально -коммуникативном развитии старшего дошкольного возраста».
«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюк.
Публикация «Опыт работы „Роль использования игровых макетов в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Учитывая специфику дошкольного детства, я считаю, что наиболее широкие возможности для развития общения (а значит социализации и коммуникации) ребенка представляет игровая деятельность, как ведущий и, в соответствии с ФГОС ДО, приоритетный вид деятельности ребенка-дошкольника. Однако, использование традиционных видов игр не могут в полной мере способствовать социально-коммуникативному и индивидуально-личностному развитию ребенка, не обеспечивают достаточных возможностей для самоорганизации, творчества, фантазии, самореализации ребенка, использования широкого разнообразия и интеграции различных видов детской деятельности.
Таким образом, моя задача, как педагога заключается в правильной и умелой помощи детям, приобрести в игре необходимые социальные навыки и обеспечение ребенку условий, в которых развивалась бы игра. А для того чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира. В практике заслуживает внимания технология игр с макетами в социально - коммуникативной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Таким образом, макет должен занять достойное место в ряду технологий реализации содержания тематического комплекса и в его развивающей предметно пространственной среде. Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию :
-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Использование макетов в своей работе позволило мне в корне изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм.
Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (как реалистического, так и фантастического).
Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Сельский дворик» предполагает интеграцию следующих областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы «Прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного детства у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем