Получи документы

Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи

Алевтина Корочкова
Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье представлена модель педагогического руководства социально-коммуникативным развитием детей, посещающих компенсирующие группы детского сада посредством реализации познавательных маршрутов. Представлены условия успешной социальной адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями с среде сверстников.

Ключевые слова : социализация, познавательный маршрут, общее недоразвитие речи.

Публикация «Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Проблема межличностных взаимоотношений детей в дошкольной педагогике на сегодняшний день становится актуальной в связи с увеличением числа воспитанников с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность, враждебность. Как следствие, в дошкольных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается высокая напряженность и конфликтность. Для дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) характерными признаками являются незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития коммуникативных навыков и социальных умений. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе и сами испытывают эмоциональный дискомфорт. Это определяет необходимость построения образовательной траектории в реализации содержания образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий [1].

Ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, как отмечал А. Н. Леонтьев с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». В дошкольном возрасте, наряду с ведущей игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность. В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости «включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.). Чем раньше дети осознанно освоят понятия, связанные с общественной жизнью, нормы поведения, тем устойчивее в дальнейшем будет их гражданская позиция.

Л. И. Божович, изучая социальное развитие ребенка-дошкольника, отмечала: «Сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности – общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали». Поэтому важно, чтобы восприятие ребенком взаимоотношений с ближайшим окружением – семья, детский сад – было положительным, осознанным и усвоенным в качестве первичной основы социализации в коллективе.

Успешная социальная адаптация и разностороннее развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья возможно только при построении познавательного маршрута с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей.

Познавательный маршрут можно рассматривать как индивидуальный путь социализации дошкольника с ОНР : вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира, построение доброжелательных взаимоотношений с социумом, стимулирование инициативности и уверенность в себе, развитие саморегуляции собственных действий.

Построение познавательного маршрута педагогами, взаимодействующими с ребенком (учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог) определяется его потребностью в педагогической поддержке и представляет собой интегрированную модель образовательного пространства. Процесс построения маршрута подчиняется определенному алгоритму, включающему несколько этапов:

• диагностический (выявление воспитанников с особыми образовательными потребностями в социально-коммуникативном развитии);

• целевой (формулирование цели и задач образовательной деятельности);

• содержательный (подбор программного материала);

• результативный (формулирование ожидаемых результатов, определение сроков их достижения).

Реализация познавательного маршрута в социально-коммуникативном развитии дошкольников завершается повторным диагностическим этапом с оцениванием эффективности проведенных мероприятий, корректирования содержания.

Главная задача построения познавательного маршрута - формирование у ребенка потребности и способности мыслить, оценивать качество общения со взрослыми и сверстниками; делать выводы, анализируя негативные проявления, возникающие в отношениях между детьми. Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Поэтому, чтобы пробудить у дошкольников добрые чувства, необходимо целенаправленно создавать педагогические условия: организовывать игровые ситуации, обсуждать поступки. Это помогает детям понять, как складываются дружеские взаимоотношения, найти правильный выход из проблемных ситуаций общения.

Социальное развитие ребенка сегодня является одним из значимых направлений в образовательной науке и практике. В трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, В. Т, Кудрявцева, Д. И. Фельдштейна подчеркивается, что целенаправленное воспитание в дошкольном возрасте закладывает базис социального развития индивида в будущем.

Таким образом, педагоги ДОО, прогнозируя и осуществляя познавательные маршруты в социально-личностном развитии дошкольников с ОНР, оптимизируют микроклимат в группах компенсирующей направленности, помогают детям осознанно устанавливать доброжелательные взаимоотношения с социумом.

Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155)

2. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб. : СатисЪ, 2014. – С. 80-82.

Публикации по теме:

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Использование проектно-исследовательской деятельности в социально-коммуникативном развитии дошкольников «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью» (Л. Н. Толстой). Создание современной системы дошкольного.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника. Консультация для педагогов. Вопросы социализации и воспитания подрастающего поколения неразрывно связаны со стратегией национального развития страны. Социальное- это.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 14:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Корочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД