Алевтина Корочкова
Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать
Аннотация. В статье представлена модель педагогического руководства социально-коммуникативным развитием детей, посещающих компенсирующие группы детского сада посредством реализации познавательных маршрутов. Представлены условия успешной социальной адаптации дошкольников с особыми образовательными потребностями с среде сверстников.
Ключевые слова : социализация, познавательный маршрут, общее недоразвитие речи.
Публикация «Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема межличностных взаимоотношений детей в дошкольной педагогике на сегодняшний день становится актуальной в связи с увеличением числа воспитанников с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность, враждебность. Как следствие, в дошкольных группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи отмечается высокая напряженность и конфликтность. Для дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) характерными признаками являются незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития коммуникативных навыков и социальных умений. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе и сами испытывают эмоциональный дискомфорт. Это определяет необходимость построения образовательной траектории в реализации содержания образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий [1].
Ребенок появляется на свет, уже обладая определенными задатками, как отмечал А. Н. Леонтьев с «готовностью воспринимать мир» и «способностью приобретать человеческие способности». В дошкольном возрасте, наряду с ведущей игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность. В своих работах многие отечественные педагоги говорят о необходимости «включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить новое и о возможности приобретать знания самостоятельно» (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.). Чем раньше дети осознанно освоят понятия, связанные с общественной жизнью, нормы поведения, тем устойчивее в дальнейшем будет их гражданская позиция.
Л. И. Божович, изучая социальное развитие ребенка-дошкольника, отмечала: «Сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной действительности – общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали». Поэтому важно, чтобы восприятие ребенком взаимоотношений с ближайшим окружением – семья, детский сад – было положительным, осознанным и усвоенным в качестве первичной основы социализации в коллективе.
Успешная социальная адаптация и разностороннее развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья возможно только при построении познавательного маршрута с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей.
Познавательный маршрут можно рассматривать как индивидуальный путь социализации дошкольника с ОНР : вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира, построение доброжелательных взаимоотношений с социумом, стимулирование инициативности и уверенность в себе, развитие саморегуляции собственных действий.
Построение познавательного маршрута педагогами, взаимодействующими с ребенком (учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог) определяется его потребностью в педагогической поддержке и представляет собой интегрированную модель образовательного пространства. Процесс построения маршрута подчиняется определенному алгоритму, включающему несколько этапов:
• диагностический (выявление воспитанников с особыми образовательными потребностями в социально-коммуникативном развитии);
• целевой (формулирование цели и задач образовательной деятельности);
• содержательный (подбор программного материала);
• результативный (формулирование ожидаемых результатов, определение сроков их достижения).
Реализация познавательного маршрута в социально-коммуникативном развитии дошкольников завершается повторным диагностическим этапом с оцениванием эффективности проведенных мероприятий, корректирования содержания.
Главная задача построения познавательного маршрута - формирование у ребенка потребности и способности мыслить, оценивать качество общения со взрослыми и сверстниками; делать выводы, анализируя негативные проявления, возникающие в отношениях между детьми. Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Поэтому, чтобы пробудить у дошкольников добрые чувства, необходимо целенаправленно создавать педагогические условия: организовывать игровые ситуации, обсуждать поступки. Это помогает детям понять, как складываются дружеские взаимоотношения, найти правильный выход из проблемных ситуаций общения.
Социальное развитие ребенка сегодня является одним из значимых направлений в образовательной науке и практике. В трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, В. Т, Кудрявцева, Д. И. Фельдштейна подчеркивается, что целенаправленное воспитание в дошкольном возрасте закладывает базис социального развития индивида в будущем.
Таким образом, педагоги ДОО, прогнозируя и осуществляя познавательные маршруты в социально-личностном развитии дошкольников с ОНР, оптимизируют микроклимат в группах компенсирующей направленности, помогают детям осознанно устанавливать доброжелательные взаимоотношения с социумом.
Литература
1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155)
2. Красовская Е. В., Данилова А. Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). – СПб. : СатисЪ, 2014. – С. 80-82.