Ольга Илюшкина
Роль игры в логопедической работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические процессы.
В своей работе мы успешно использовали игры и игровые приемы с учетом индивидуальных особенностей детей, поступивших в группу с диагнозом: «общее недоразвитие речи».
Публикация «Роль игры в логопедической работе с детьми» размещена в разделах
В начале учебного года мы провели специальное обследование и установили, что общее недоразвитие речи у детей сопровождалось недо-статочным развитием таких психических процессов, как память, внимание, слуховое и зрительное восприятие. В общении с окружающими проявлялся речевой негативизм. Из-за нарушения общей и мелкой моторики были слабо развиты навыки самообслуживания: не все дети могли застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шапки, косынки, шнурки. Нарушение общей моторики также проявлялось и в том, что некоторые дети не могли стоять и прыгать на одной ноге, бегать с подскоками, выполнять другие, более сложные движения.
Результаты наблюдений были обсуждены на педсовете и совместно с воспитателями намечены основные задачи предстоящей работы.
Все дети были условно разделены на три подгруппы: в первую вошли дети с нарушением общей и мелкой моторики, во вторую - с несфор-мированными психическими процессами, в третью - дети с выраженным речевым негативизмом. Для каждой подгруппы были подобраны соответствующие игры и игровые приемы, направленные на реализацию поставленных задач: для первой подгруппы - развитие тактильных ощу-щений и мелкой моторики рук; отработка простых и более сложных движений; для второй подгруппы - развитие таких психических процессов, как память, внимание, выдержка; сенсорное воспитание; для третьей подгруппы - развитие речевой активности: умение вступать в контакт, отвечать на вопросы, задавать их, обмениваться репликами.
Игры, подобранные для коррекции нарушений, проводились как дополнительные занятия с отдельными подгруппами или одновременно со всей группой с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Для развития общей и мелкой моторики использовалась дидактическая игра «Кукла Катя». Детям предлагалось одеть куклу на прогулку. При этом они учились застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, завязывать шапки, косынки. В ходе игры обращалось внимание на закрепление, уточнение и расширение словаря дошкольников (названия одежды, частей тела).
Для детей с наиболее выраженными моторными нарушениями были организованы индивидуальные занятия. С этой целью использовались мозаики различных видов, счетные палочки, разноцветные бусинки, игра «Чудесный мешочек» и т. д. Детям предлагали построить из счетных палочек домик, лесенку, дорожку, елочку, лодочку; нанизать бусинки с учетом их величины и цвета; выложить простейшие фигуры из мозаики. Широко использовалась работа с карандашом : дети постепенно переходили от изображения простых линий к передаче геометрических форм (круг, треугольник и т. д.).
Для развития тактильных ощущений мы применяли игру «Чудесный мешочек», стремясь на каждом занятии разнообразить или усложнить дидактические задачи. Например, сначала дети доставали и описывали каждый предмет, группировали предметы по материалу или назначению. Затем задание усложнялось: нужно было сравнить два предмета, сказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
Используя игру «Чудесный мешочек», мы старались решать одновременно несколько задач: развивать тактильные ощущения, внимание, выдержку, активизировать речевую активность, умение применять полученные ранее знания. При этом очень важно сохранить игровую ситуацию, не превратить игру в упражнение.
Для развития внимания детям был предложен и такой вариант игры : ребенок, не вынимая предмета из мешка, рассказывает о нем, а все отга-дывают, что это. Затем, когда предмет показан, дети дополняют те признаки, которые не были названы. При проведении этой игры требования к ответам дошкольников были различны и зависели от индивидуальных возможностей каждого ребенка и периода обучения. В начале учебного года допускались как простейшие речевые ответы (однословные, так и пассивное выполнение задания («Найди морковку, картошку»). Постепенно ответы усложнялись, и при закреплении темы «Дикие животные» дети уже отмечали следующие характерные признаки: у жирафа - длинная шея, у слона - хобот и т. д.
Для коррекции нарушений общей моторики были использованы игры типа «Аист», «Кто внимательный», которые не возбуждали детей, дисцип-линировали их, способствовали развитию внимания, собранности. Для прогулок подбирались игры подвижные, с использованием бега, прыжков, подскоков («У медведя во бору», «Поезд», «Кот и мыши», «Ветер и птица», которые помогали развивать ловкость, внимание, координацию движений, вызывали положительные эмоции.
В работе с детьми, для которых характерны несформированные психические процессы, применялись игры и игровые упражнения, способст-вующие формированию зрительного и слухового восприятия. В начале мы учили детей различать и правильно называть основные цвета и геомет-рические формы, выделять форму окружающих предметов и передавать ее в рисунках, например: круглые предметы - мяч, шар, часы, чайник; прямоугольные - полотенце, дом, дверь, шкаф, крышка стола и т. д.
Усложняя задания, предлагали определить, какие геометрические формы лежат в основе изображения домика (треугольник и квадрат, гриба (полукруг, полуовал, машины (круг, квадрат, прямоугольник).
Развивать зрительное внимание, память, собранность начинали с простых игр «Чего не стало», «Что изменилось». Затем переходили к более сложным, таким, как «Парные картинки», «Найди ошибку», «Кто больше увидит (услышит)». Эти игры способствовали также развитию мышления; дети учились сравнивать две похожие картинки и выделять их отличительные черты, находить «ошибку художника», объяснять свои выводы.
Большое внимание уделялось формированию пространственных представлений. Для этого мы использовали плоскостной объемный материал: разнообразные разрезные картинки, игры типа - «Построй домик», «Склей чайник», геометрическое лото и лото с вырубными деталями.
На первых порах работа со всевозможными разрезными картинками вызывала значительные затруднения у детей. Однако целенаправленное, постоянное закрепление необходимых навыков позволило нам добиться хороших результатов: дети начали складывать кубики с опорой на кар-тинку, выкладывать из геометрического лото и деревянного конструктора различные постройки. В работе с детьми, которые испытывали трудности при складывании картинок из кубиков (не могли выбрать нужные кубики, разложить их в определенном порядке, мы старались использовать этот игровой прием только для закрепления ранее отработанных понятий (например, «вверх - вниз», «вправо - влево», «вперед - назад», «между»).
Для развития пространственных представлений и слуховых восприятий вводили и такие игры, как «Угадай, чей голос», «Где звенит», «Чей домик», «Горячо-холодно».
Некоторые игры использовались в работе с детьми второй и третьей подгрупп, но цели, которые они преследовали, были различные. Если для второй подгруппы главным являлось развитие интонационной окраски, высоты звука, то для третьей - повышение речевой активности.
Такие игры, как «Лягушка», «Кто как кричит», «Хитрая лиса», «Жмурки с голосом», у детей второй подгруппы развивали слуховое внимание, умение владеть интонацией и высотой голоса, активизировали словарь (глаголы «лает», «мяукает», «рычит», «пищит» и т. д., помогали отрабатывать простейшие фразы.
Дети третьей подгруппы трудно включаются в игру, не могут взять на себя какую-нибудь роль, проявить выдержку, инициативу, часто бывают агрессивными. Стараясь повысить речевую активность детей, мы подбирали такие игры, в которых необходимо было что-то говорить. На роль ведущего назначали ребенка с наиболее выраженным речевым негативизмом. Некоторые игры старались организовать так, чтобы активизировать речевую активность всех детей одновременно. Например, использовали следующий вариант игры «Жмурки с голосом» : дети тихо переходят с одного места на другое и при этом подражают голосам животных - лают, рычат, мяукают. Водящий, ориентируясь на голос, ловит кого-нибудь. Пойманный ребенок должен подать голос, а водящий - угадать, кого он поймал.
В своей работе мы широко использовали сказки «Колобок», «Теремок», «Заячья избушка». Сначала они вводились в занятия с целью закрепления звукоподражаний, затем - для развития умения различать животных по высоте и интонации голоса; на более поздних этапах работы - для формирования навыков диалогической речи, умения правильно задавать вопросы и отвечать на них. Мы обратили внимание, что использование только словесного метода не вызывает интереса у тех детей, для которых характерны тяжелые нарушения речи. Поэтому на последующих занятиях были введены определенные атрибуты: шапочки с изображением животных, фигурки из плоскостного театра, картинки для фланелеграф, и дети с удовольствием включались в игру под руководством воспитателя, а затем самостоятельно на прогулке разыгрывали эти сказки.
Для детей с общим недоразвитием речи трудны занятия по обучению рассказыванию. Здесь требуются специальные методические приемы, кото-рые заинтересовали бы ребят, помогли удержать их внимание на протяжении всего занятия. В начале учебного года мы успешно использовали прием типа «Расскажи кукле, мишке». На занятия «приходили» кукла, Петрушка, или дети получали посылки и письма от Петрушки, лесных жителей (белки, зайца, лисы, медведя). Сочетание этих игровых приемов с наглядностью (подарки лесных жителей) позволили активизировать внимание, память, добиться большей речевой активности.
Приведем фрагмент такого занятия.
Логопед обращается к детям : «Сегодня к нам в детский сад пришел почтальон и принес две посылки и письмо. Сейчас вам я его прочитаю.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Мы были у вас на занятии и рассказывали о себе’. Вернувшись в лес, мы решили собрать вам посылки и очень хотим, чтобы вы сами догадались, кто какую посылку собирал. Будьте внимательны, не перепутайте».
Педагог открывает посылки и показывает гриб, шишку, семечки, орехи. «Кто прислал эту посылку?» - «Это белочка прислала». - «Почему вы так решили?» - «Она грибы и орехи прячет. Шишки зимой собирает». - «А что в этой посылке? Давайте посмотрим».
Логопед вынимает предметы, а дети называют их: «Это морковка, это веточка, это капустный лист, это березовая кора».
«Кто же собирал эту посылку?» - «Заяц».- «Почему вы так думаете?»
- «Он любит кушать морковку и капусту. Зимой ест веточки, кору у деревьев».
Такие игровые приемы вызывают интерес у детей, учат их думать, давать полный, распространенный ответ. Зимой дети получали письма от белки и зайца, где в виде загадок давались признаки времен года. Например, заяц просил ребят ответить, что за белые, большие мухи летают в лесу, на поляне, но стоит их поймать, как они прямо в лапах исчезают, хотя в воздухе их очень много, или, например, почему по реке можно теперь бегать (появился лед).
На занятиях мы использовали также игру «Магазин», которая помогает расширять и углублять словарь ребенка, формирует навыки разговорной речи, способствует развитию логического мышления. В игре дети’ продавали обувь, игрушки, одежду и подбирали соответствующие картинки для своего магазина. Раскладывая эти предметы (или картинки, они называли предмет, его часть материал, из которого он сделан, сравнивали предметы между собой. На каждом занятии дети разыгрывали новый вариант игры.
Проделанная работа позволяет утверждать, что систематическое использование игр способствует активизации речи детей, расширению и обогащению их словаря, содействует развитию памяти и внимания, устойчивого интереса к окружающему.
Литература
1. Нищева, Н. В. Система логопедической работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – М. : СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528 с.
2. Громова, О. Е. Инновации – логопедическую практику : методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / О. Е. Громова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под. ред. В. В. Гербовой. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1992.- 64 с.