Данилович Вера Александровна
Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественная литература
дает нам колоссальный,
обширнейший и глубочайший опыт жизни….
одним словом делает нас мудрыми».
Д. С. Лихачев.
Речь – это ценное богатство, которое дано человеку. И как любое богатство необходимо развивать, преумножать и правильно им пользоваться.
Через развитие речи, происходит всестороннее развитие детей. На важность приобщения детей к высокой культуре и развитию родного языка указывали педагоги, психологи: Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, С. А. Рубинштейн и др. Во все времена речь служила главным средством в общении человечества.
Темочки:
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Что такое речь? Речь -значит говорить! Это - произносить слова, вести речь, выражать в устной речи какие-либо мысли, сообщать что-либо, беседовать, разговаривать, высказывать какое-либо мнение, суждение. Атак же обсуждать что-либо, рассуждать о чём-либо и многое другое. В работе с детьми особое значение имеет художественная литература.
Один из ученых,Д. С. Лихачев, сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Художественная литература служит мощным, результативным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Через художественные произведения, ребенок познает мир природы, мир нашего общества. А также открывает для себя новое, не понятное, но интересные факты из жизни общества. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка.
Основными источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы- это поговорки, пословицы, загадки, считалки, потешки. Жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, частушки. Художественная литература открывает перед детьми всё богатство русского языка, что способствует свободному общению между собой.
Как же ребенку овладеть этой информацией? Как приучить ребенка к книги? На решение этой проблемы приходим мы, педагоги, а самые главные- это родители. Совместная работа позволит развить речь ребенка и донести много интересной информации. Дети с интересом включаются в работу, для них все новое интересно. Только нам взрослым нужно помнить возрастные особенности детей. Социальные проблемы родителей, компьютер, телефон, телевизор заменили собой живое речевое общение. И поэтому речь детей бедна, малословна, ограничена.
Нужно больше читать ребенку, не только в детском саду, но и дома. Я в своей работе часто провожу викторины по художественной литературе. Детям очень нравиться, вот только много сказок, рассказов они не знают, и объяснить простое значение выражений они не могут, уже не говоря про авторов произведения. То -что в детском саду проходят, дома не закрепляется.
Л. С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки». Какую работу с детьми проводим мы, педагоги: чтение по книге, рассказывание, инсценированировка, заучивание наизусть, составление описательных рассказов, рассматривание картины сопровождая чтением стихотворения, придумывание сказок, небылиц, чтение и рассказывание с игрушками, наглядного материала, чтение в сопровождении с музыкой, настольный театр, кукольный и т. д.
Вот такую же работу могут проводить родители дома с детьми. Тогда совместным трудом можно добиться хороших результатов. Ведь речевое общение является главным и основным приоритетом в взаимоотношении ребенка и взрослого период развития речи. Когда педагог знакомит детей с произведением, ребенок может погружаться и проживать эмоциональное состояние героев. Например: прочитать сказку «колосок» и разыграть её по ролям, или «репку» показать игру драматизации. Здесь ребята повторяют текст с выражением, в эмоциях. Такое общение не только помогает строить диалогическую речь, а также развивается воображение ребенка, пополняется словарный запас ребенка.
Вывод: Велика роль художественной литературы в речевом развитии детей.