Получи документы

Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольника

Данилович Вера Александровна
Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

«Художественная литература

дает нам колоссальный,

обширнейший и глубочайший опыт жизни….

одним словом делает нас мудрыми».

Д. С. Лихачев.

Речь – это ценное богатство, которое дано человеку. И как любое богатство необходимо развивать, преумножать и правильно им пользоваться.

Через развитие речи, происходит всестороннее развитие детей. На важность приобщения детей к высокой культуре и развитию родного языка указывали педагоги, психологи: Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский, С. А. Рубинштейн и др. Во все времена речь служила главным средством в общении человечества.

Публикация «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольника» размещена в разделах

Что такое речь? Речь -значит говорить! Это - произносить слова, вести речь, выражать в устной речи какие-либо мысли, сообщать что-либо, беседовать, разговаривать, высказывать какое-либо мнение, суждение. Атак же обсуждать что-либо, рассуждать о чём-либо и многое другое. В работе с детьми особое значение имеет художественная литература.

Один из ученых,Д. С. Лихачев, сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».

Художественная литература служит мощным, результативным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Через художественные произведения, ребенок познает мир природы, мир нашего общества. А также открывает для себя новое, не понятное, но интересные факты из жизни общества. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка.

Основными источниками развития детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы- это поговорки, пословицы, загадки, считалки, потешки. Жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, частушки. Художественная литература открывает перед детьми всё богатство русского языка, что способствует свободному общению между собой.

Как же ребенку овладеть этой информацией? Как приучить ребенка к книги? На решение этой проблемы приходим мы, педагоги, а самые главные- это родители. Совместная работа позволит развить речь ребенка и донести много интересной информации. Дети с интересом включаются в работу, для них все новое интересно. Только нам взрослым нужно помнить возрастные особенности детей. Социальные проблемы родителей, компьютер, телефон, телевизор заменили собой живое речевое общение. И поэтому речь детей бедна, малословна, ограничена.

Нужно больше читать ребенку, не только в детском саду, но и дома. Я в своей работе часто провожу викторины по художественной литературе. Детям очень нравиться, вот только много сказок, рассказов они не знают, и объяснить простое значение выражений они не могут, уже не говоря про авторов произведения. То -что в детском саду проходят, дома не закрепляется.

Л. С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки». Какую работу с детьми проводим мы, педагоги: чтение по книге, рассказывание, инсценированировка, заучивание наизусть, составление описательных рассказов, рассматривание картины сопровождая чтением стихотворения, придумывание сказок, небылиц, чтение и рассказывание с игрушками, наглядного материала, чтение в сопровождении с музыкой, настольный театр, кукольный и т. д.

Вот такую же работу могут проводить родители дома с детьми. Тогда совместным трудом можно добиться хороших результатов. Ведь речевое общение является главным и основным приоритетом в взаимоотношении ребенка и взрослого период развития речи. Когда педагог знакомит детей с произведением, ребенок может погружаться и проживать эмоциональное состояние героев. Например: прочитать сказку «колосок» и разыграть её по ролям, или «репку» показать игру драматизации. Здесь ребята повторяют текст с выражением, в эмоциях. Такое общение не только помогает строить диалогическую речь, а также развивается воображение ребенка, пополняется словарный запас ребенка.

Вывод: Велика роль художественной литературы в речевом развитии детей.

Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Консультация «Роль родного языка в развитии личности дошкольника» Роль родного языка в развитии личности дошкольника. Кушнерук Т. Н., воспитатель МДОУ Детский сад №3 г. о. Власиха Московской области Исключительное.

Роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенкаРоль театрализованной деятельности в речевом развитии ребенка «Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем он богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…».

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольника
Опубликовано: 8 октября 2020 в 08:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль художественной литературы в речевом развитии дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Данилович Вера Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД