Коваленко Олеся Александровна
Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский.
Публикация «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр и игровых упражнений. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Все математические дидактические игры делятся на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Игры путешествие во времени.
3. Игры на ориентировку в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое внимание.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, происходит знакомство детей с образованием всех чисел в пределах 10-20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в дидактические игры : "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Вторая группа математических игр (игры путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве, здесь стоит задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому предмету. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их. Для того чтобы заинтересовать детей, следует использовать предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей : "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в такие игры, дети учатся употреблять слова и предлоги для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур можно использовать дидактическую игру «Геометрическая мозаика». Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например,
-составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу,
-работа по условию (собрать фигуру человека)
-работа по собственному замыслу (просто человека).
В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления. Существует множество дидактических игр для развития логического мышления.
1. Задачи-шутки
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть.)
На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)
Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)
Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
2. Логические концовки.
Если два больше одного, то один. (меньше двух).
Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа. (вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеек. (мельче реки).
Если правая рука справа, то левая. (слева).
Если стол выше стула, то стул. (ниже стола).
3. Загадки занимательные.
Загадки имеют большое значение при развитии мышления, воображения дошкольников. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные:
Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)
Четыре ноги, а ходить не может. (стол)
Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)
Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)
На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)
Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)
4. Задачи в стихотворной форме.
Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: два под березой, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине?
Под кустом у реки жили майские жуки.
Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?
Подарил утятам ежик восемь кожаных сапожек
Кто ответит из ребят, сколько было всех утят?
Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Переходя от простых заданий к более сложным, следует уделять внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При создании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их конфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаются задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на создание образных фигур, сюжетных изображений.
Еще одной занимательной игрой является «Колумбово яйцо». После рассмотрения и называния частей, определенной формы и размера ребята находят сходства: фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходства по форме с крыльями птиц; большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности у детей дошкольного возраста, поэтому следует соблюдать определенные методы и принципы в формировании ЭМП. Практическим и игровым методам отводится ведущее место, а использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях и в свободной деятельности детей благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремитесь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!