Ольга Шмелева
Роль дидактических игр в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр в ДОУ.
Игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности детей. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
С помощью игры создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребёнка.
Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышают эффективность воспитания и обучения. Наблюдая за игрой детей, ярко проявляются черты характера каждого ребёнка, как положительные – настойчивость, целеустремленность, так и отрицательные – эгоизм, упрямство. Игра воспитывает у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Публикация «Роль дидактических игр в детском саду» размещена в разделах
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;
в) словесные.
В каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов: содержание, дидактическую задачу, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим. Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, и т. д.
Дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым.
Виды дидактических игр :
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве игровых материалов используются предметы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно - образовательные задачи: совершенствовать речь (умение называть предметы, развивать мыслительные операции, описывать предметы. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры. В этих играх дети выполняют определённые роли, например, продавца и покупателя, врача и больного.
Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим комнату Пети», о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», о литературных произведениях («Путешествие по сказкам»).
Настольно-печатные игры разнообразны по оформлению, обучающим задачам, содержанию. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, развивать мыслительные процессы, систематизировать знания. Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Малышам предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (два шарфика, два банана и др.).
Основной элемент дидактической игры — обучающая задача. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом.
Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий возрасту дидактический материал, дидактические игрушки и игры. Учить детей бережно относиться к дидактическим игрушкам, играм, аккуратно складывать их по окончании деятельности.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива”
Н. К. Крупская