Анастасия Кутафина
Роль дидактических игр по формированию знаний в области физической культуры при совершенствовании речевого развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Изучив цели и задачи работы нашего дошкольного учреждения на 2017 – 2018 учебный год. А также руководствуясь анализом мониторинга индивидуального развития детей. Я выделила для себя наиболее приоритетные и проблемные стороны развития и обучения детей в области физической культуры. А именно:
Публикация «Роль дидактических игр по формированию знаний в области физической культуры при совершенствовании речевого развития детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
- укреплять физическое здоровье детей через создание условий для систематического оздоровление организма, через систему физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО., развивать у дошкольников физические качества через организацию подвижных, спортивных игр и упражнений.
- совершенствовать работу по речевому развитию детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
- продолжать работу по патриотическому воспитанию, способствовать формированию у детей нравственных качеств. Представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края.
- продолжать формировать единое образовательное пространство ДОУ через активизацию различных форм сотрудничества с родителями и социальными партнерами.
Перечисленные направления (задачи) взаимосвязаны между собой и не могут существовать отдельно друг от друга. Исходя из этого, педагогический процесс в области физической культуры, строится на основе постепенного включения данных направлений в совместную, самостоятельную деятельность, направленную на всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.
Как уже известно, игра это ведущий вид деятельности детей, она широко используется в качестве одного из важнейших средств воспитания, развития и обучения детей. Игра оказывает глубокое влияние на психическое развитие ребёнка – дошкольника, на формирование его личности. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
- развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
- развитию речи, обогащению словарного запаса;
- развитию зрительного и слухового внимания;
- формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации, операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
- формированию общей и мелкой моторики рук.
Так мною была разработана картотека «Дидактические игры по ознакомлению детей с физической культурой и спортом». Данные дидактические игры предложены подготовительным и старшим группам нашего дошкольного учреждения, для проведения совместной и самостоятельной деятельности детей. На основе имеющейся картотеки были изготовлены и апробированы следующие дидактические игры:
«Спортивный инвентарь»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
"Сложи картинку»
Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
«Четвертый лишний»
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.
«Что к чему»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику.
«Найди отличия»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, внимание, логику.
Следует отметить, что в дидактической игре, направленной на формирование знаний в области физической культуры, необходимо правильное сочетание наглядности, слова взрослого и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д.
При помощи словесных пояснений, указаний, вопросов взрослый направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формы организации детей. Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу.
Укрепляя физическое здоровье детей посредством создания условий для систематического оздоровление организма. Мною была разработана и предложена на все возраста картотека «Кубанские народные подвижные игры», с целью патриотического воспитания. Развивая у дошкольников физические качества через организацию подвижных, спортивных игр и упражнений, особое внимание уделяла совершенствованию речевого развития детей дошкольного возраста, через разучивание считалок, речитативов к подвижным играм. Что в свою очередь способствовало обогащению словарного запаса детей, формированию выразительности речи.
Для разностороннего и речевого развития детей в своей работе использовала информационные компьютерные технологии, так вниманию детей были предложены следующие мультимедийные презентации:
- «Детям о спорте!» (ознакомление детей с понятием «спорт», «спортсмен», историей возникновения спортивных игр, видами организации участников (командные, индивидуальные, питанием спортсмена, наградами за победу).
-
«Виды спорта!» (ознакомление детей с различными видами спорта, спортивным инвентарем, зимними и летними видами спорта).
-
«Развивающие игры на тему «Спорт» (предложены различные интерактивные дидактические игры спортивной тематики).
-
«Спортивная викторина» (предложены различные интеллектуальные задания для закрепления знаний детей на тему «Спорт» - загадки, пословицы, кроссворд, нелепицы, перевертыши).
Данные формы работы с детьми направленны на формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту, а также особое значение имеют для повсеместного развития речи каждого ребенка.
Сотрудничество с семьями воспитанников по данной теме, строилось на основе включения таких форм работы как:
- консультации («Роль дидактических игр в формировании у дошкольников знаний в области физической культуры», «Воздействие игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста», «Кубанские народные подвижные игры», «Дворовые подвижные игры нашего детства»).
- индивидуальные беседы;
- родительская конференция «Разнообразие выбора в спорте!» (представлена роль занятий спортом для физического развития детей, дана характеристика различным видам спорта, существующим именно в нашей станице (положительные и отрицательные стороны занятий спортом, ознакомление с существующими в нашей станице спортивными школами и секциями, даны рекомендации по привитию интереса детей к занятиям спортом).
Таким образом, применяя в своей работе разнообразные формы сотрудничества как с детьми, так и с родителями, используя материал дидактических игр в области физической культуры совершенствую речевое развитие детей дошкольного возраста.