Мария Андрющенко
Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Под сенсорным развитием подразумевается целенаправленное развитие и совершенствование таких сенсорных процессов, как ощущение, восприятие, представление. Основная задача сенсорного развития – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и др.). Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста происходит в разных видах деятельности:
• предметная деятельность
Публикация «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр» размещена в разделах
• игры с составными и динамическими игрушками
• экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто)
общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
В целях формирования представления детей о сенсорных эталонах, организуются разные дидактические игры. Так знакомя детей с «величиной» проводятся игры: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше?», «Угости зайчика». В процессе игры дети усваивают способы различать, чередовать, группировать предметы по величине.
В играх: «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебный коврик», «Заштопай штанишки», «Найди окошко для фигурки» - дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
С целью знакомства младших дошкольников с цветом рекомендуется использовать такие игры, как: «Разноцветные ладошки», «Поможем ежику», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам», воде которых дети группируют и соотносят предметы по цвету.
Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.
Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
Следующие виды дидактических игр по игровому действию:
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.
2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью : «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т. д.
5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый?», «Кто быстрее?», «Кто больше?» и т. д.
6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет, связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.
Игры могут быть включены практически в любую образовательную деятельность. Целесообразно сопровождать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.
Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.
Таким образом, сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр – одно из важных направлений в личностном развитии детей, основа для успешного интеллектуального развития в дальнейшем.