Ирина Самохина
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию
№8 «Виноградинка»
«Роль детской художественной литературы в
формировании личности и речевом развитии ребенка»
Подготовил воспитатель
первой квалификационной категории:
Самохина И. В.
х. Ведерников 2021 уч. г.
Публикация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а так же воспитательной ролью в жизни нашего народа.
О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, образовательное и эстетическое развитие, так как, расширяя знание ребенка об окружающем мире, она взаимодействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по который умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отображает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественный произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.
Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественное восприятие ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображенных обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженных драматических моментах, чувство облегчения, удовлетворения при победе, справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста – небылицы, перевертыши.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи воспитателя.
Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухам и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.
Художественная литература является важным средствам воспитания культуры поведения у детей. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми они в дальнейшем руководствуются в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенностей тех или иных переживаний, способствуют у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей своим собственным поступкам.
Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образы для подражания.
Велика роль знаний по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведения, ребенок начиная с трех летнего возраста знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что - то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
В нашей группе есть уголок «Любимой книжки», где ребята с большим интересом выбирают понравившеюся книгу для совместного чтения или для самостоятельного просмотра ярких иллюстраций.
Используя художественную литературу, как средство воспитания культуры поведения я стараюсь обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения, содержание бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. После прочтения сказок мы ставим небольшой спектакль, где ребята с большим удовольствием выбирают понравившегося себе героя. Инсценируя сказку, у детей развивается мышление, память, речь.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют нас, воспитателей постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения в нашей группе составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, лирические и шуточные стихи, загадки и многое другое.
Из поэтических произведений нашего возраста 3-5 лет прежде всего целесообразно знакомство - произведения классиков детской литературы. Среди них я знакомлю детей с произведениями А. С. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмановой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.
Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 3-5 лет рассказы Н. Носова («Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса»). Так же детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», Бр. Гримм «Бременские музыканты». Среди лучших книг о живой природе я читаю детям Е. Чарушена «Большие и маленькие», а так же многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.