Лариса Владимировна Королева
«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. …)
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность детского сада и семьи.
«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.
Тема проекта : «Родословная – древо жизни»
Актуальность темы:
Каждая, отдельно взятая семья – уникальное по своей сути объединение людей разного возраста, основанное на кровно родственных отношениях, не имеющих аналогов в природе.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Клубок семейных проблем, потеря нравственных и духовных ценностей семейного образа жизни, уменьшение родственных контактов в семье, разрыв связи поколений характеризуют состояние современной семьи как кризисное. Данные социологического опроса, проведенного среди родителей старших дошкольников : 95% родителей до 35-40 лет имеют низкий уровень знаний о своих предках, в таких семьях история семьи не прослеживается дальше поколения– «дедушка-бабушка». Лишь 5% интересуются прошлым своей семьи.
Изучение и воссоздание своей родословной поможет укреплению семейных отношений, налаживанию связей с теми родственниками, с которыми не пришлось познакомиться раньше.
У ребенка остается незыблемым желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Смотреть в завтра надо, не забывая о прошлом. Как не бывает дерева без корней, так и будущего нет без знания истории своей семьи, традиций, памяти предков.
Возрождение нравственных, духовных ценностей семьи, создание благоприятного микроклимата в семье, укрепление межпоколенческих связей и передача опыта старших младшим требует поиска эффективных путей социального партнерства детей и взрослых. Все перечисленное подтверждает необходимость внедрения проекта «Родословная-древо жизни».
Цели проекта :
-воспитание уважения и любви к традициям и истории своей семьи;
- развитие духовно – эмоциональной связи между членами семьи, укрепление родственных контактов, связи поколений в семье.
Задачи проекта :
- формировать интерес к истории своей семьи, традициям, представление о своей родословной;
- развивать положительные взаимоотношения ребенка с родителями посредством совместной деятельности;
- воспитывать уважение к старшему поколению.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители.
Основные направления:
- изучение методической литературы по теме проекта;
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Прогнозируемый результат:
- активизация взаимодействия ДОУ с семьей по ознакомлению детей с историей своей семьи, родословной;
- укрепление родственных контактов, связи поколений в семье.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
- обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; (срок-апрель 2016г)
- привлечение родителей к решению поставленной проблемы (срок- апрель 2016г.);
- подбор материалов по данной теме (срок- апрель 2016г); (методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме)
- разработка конспектов занятий, совместной деятельности детей и воспитателя, планов совместной деятельности воспитателя и родителей, досугов (апрель 2016г);
- составление плана работы над проектом (апрель 2016г.)
Практический:
- характеристика имени ребенка (значение, варианты имени, в честь кого из родственников назвали ребенка и почему) «Что в имени моем?»
- составление генеалогического древа семьи- «Наши предки живут в нас!»
- совместное творчество детей и родителей;
-организация работы с детьми, родителями воспитанников.
Формы и методы работы с родителями :
- характеристика имени ребенка (значение, варианты имени, в честь кого из родственников назвали ребенка и почему) - «Что в имени моем?» (апрель 2016г.)
- составление генеалогического древа семьи совместно с детьми «Наши предки живут в нас!» (апрель 2016г.)
- совместное творчество детей и родителей; участие в конкурсах детского сада по изодеятельности (февраль, март, апрель 2016г.);
- проведение консультаций с родителями- «Роль семьи в воспитании ребёнка» папка-передвижка, «Общение родителей с детьми» (рекомендации, «Микроклимат семьи», «Наши дедушки и бабушки»; «Семейные традиции, их значение в воспитании и развитии ребенка» -памятка для родителей,
- экран настроения группы-эмоциональный климат семьи (апрель 2016г.);
- анкетирование на тему: «Семейные традиции» (апрель 2016г);
- изготовление семейный альбомов (апрель 2016г.).
Формы и методы работы с детьми:
- сюжетно-ролевая игра «Семья», «Дочки-матери» (в течении всего срока проектной деятельности);
- рассматривание семейных фотографий (март, апрель 2016г.);
- составление творческих рассказов «Моя семья» (март 2016г.)
- дидактические игры «К нам пришли гости», «Вежливый разговор» (в течении всего срока проектной деятельности);
- беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Наши братья и сестры», «Моя дружная семья» (февраль, март, апрель 2016г.);
- знакомство с играми родителей (март, апрель 2016г.);
- ознакомление с художественной литературой по теме (в течении всего срока проектной деятельности);
- пословицы и поговорки о семье (февраль, март, апрель 2016г.);
- цикл занятий «Мое имя, его и его значение», «Наша дружная семья (март, апрель 2016г.);
- выставка рисунков «Моя семья», «Портрет моей мамы» (март 2016 г.)
Заключительный:
- подготовка материала к обобщению опыта работы
(проект краткосрочный : февраль, март, апрель 2016г.)
- анализ деятельности (достижения поставленной цели и полученных результатов-апрель 2016г.);
Результаты проекта :
1. Повышение интереса родителей в изучении родословной своей семьи.
2. Повышение уровня общения родителей и детей.
(совместная деятельность)
3. Пополнение знаний детей о своей семье, родственниках.
4. Эффективность проекта : участие в проекте 90% семей; минимум материальных и временных затрат.
Используемая литература:
1. Гаранина Т. П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей».
2. Жарикова А. Д. «Растите детей патриотами : книга для воспитателей детского сада».
4. Жуковская Р. И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов». Под ред. Козловой С. А.
5. Мартышин В. С. «Твоя родословная : Уч. пособие по изучению истории семьи и составление родословной».
6. Карандашев Ю. Н. «Семейная биография ребёнка».
7. Карандашев Ю. А. «Развитие представлений у детей. Уч. пособие»
8. Козлова С. А. «Воспитание патриотических чувств. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н. Ф. Виноградовой,
9. Крылова Н. М. «Формирование системных представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста».
10. Никонова Л. Е. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с явлениями общественной жизни».
11. Чечет В. В. «Патриотическое воспитание в семье».
12. Никонова Л. Е. «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
13. Панасенко Г. И. «Роль знаний об общественных явлениях в формировании положительного отношения к окружающему у детей
14. «Родовое дерево». Дошк. Воспитание.