Ольга Попова
Педагогический проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и концептуальная обоснованность
образовательного проекта «Моя Родина – Россия»
Мы не мыслим себя без России.
Мы живём с ней судьбою одной.
И вдыхаем и веру, и силу,
От земли, нам навеки родной.
От земли, неподвластной забвенью,
В наших песнях - и радость, и грусть.
И обязаны мы вдохновеньем
Лишь тебе, наша матушка-Русь.
Л. Глебов
Публикация «Педагогический проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Поэтому воспитание духовно-нравственной культуры детей является в настоящее время актуальной задачей системы дошкольного образования.
Задачи духовно-нравственного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие высших моральных чувств. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Эти чувства начинаются с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Этапы реализации проекта
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта). Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Цель проекта :
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта :
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас
Сценарий совместных действий по решению задач: (основные шаги по реализации проекта) : постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Формы работы над проектом
Работа с детьми:
•Организованная образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
II этап проекта (основной)
Перспективный план работы по реализации проекта
Апрель-май
Организация совместной образовательной деятельности:
Выставка художественной литературы о ВОВ.
Знакомство с художественной литературой (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» Л. Кассиль из книги «Твои защитники»).
Экскурсия к памятнику воинам – тавдинцам;
Беседа «Вставай страна огромная…»; «Они сражались за родину».
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы».
Просмотр видео фильма «Минута памяти», презентации «Военная хроника».
Организация фотовыставки «Победители. Солдаты великой Победы»
Заучивание стихотворения Е. Благиной «Шинель»
Посещение детской библиотеки
Участие в демонстрации 1 мая
Организация совместного занятия с родителями «Флаг России»
Июнь-август
Блок «Россия»
Беседы: «История возникновения России», «Государственные символы России», «Президент России», «Богатства России», Москва – столица России», «Башни Кремля», «История праздника Новый год», «Праздник – это весело»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».
Художественное творчество: Аппликация горох + рисование «Флаг РФ», Рисование «Кремль», Рисование по сказкам А. С. Пушкина
Организация выставки прикладного творчества из природного материала «Яблочный спас»
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России
Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»
Дидактические игры: «Что мы делаем?», «Флаг России», «Подбери признак»
Подвижные игры «Ручеек»
Подготовка и проведение праздника, посвященному Дню России – 12 июня (разучивание песни «Москва», танец «Русские матрешки»);
Экскурсия в детскую библиотеку с беседой о флаге России (август)
Неделя, посвященная теме «Березка – символ России»
Сентябрь - октябрь
Включает блок Малая Родина – Тавда
Беседы: «Мой город», «Улицы моего города», «День знаний», «День пожилых людей», «Свердловская область», «Уральские умельцы», «Хороводные игры на Руси»
Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Книги П. П. Бажова, рассматривание символики городов Свердловской области, фотоальбом «Перелётные птицы России», полезные ископаемы Урала
Художественное творчество:
Аппликация «Открытка для бабушки»
Лепка «Урожай в моём огороде»,
Чтение художественной литературы: П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка», «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка»
Разучивание стихов и песен к Дню пожилого человека
Экскурсия в детскую библиотеку «В гости к хозяйке медной горы»
Пальчиковая гимнастика: «Наша квартира», «Строим дом»
Дидактические игры: «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»
Занятие с применением технологии LEGO-проектирования «Здания моего города»
Консультации для родителей : «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Какие русские народные сказки читать с детьми?»
Праздники: «День знаний», «День добра и уважения», «Осенины»
Результат реализации проекта :
- сформированы знания о государстве, российской символике;
- сформированы эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;
- сформированы культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;
- сформирован интерес к познанию истории России, русского народа;
- сформированы представления о народных традициях и праздниках, ценностях русской семьи