Кислякова Виктория
Конспект НОД «Родной край. Крайний север»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по теме «Родной край» разработана для подготовительной группы. Занятие проходит в виде квест-игры. Известно, что именно игра является одним из наиболее естественных видов деятельности детей, что способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности.
Проблема формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения сегодня актуальна. Она обусловлена особенностями современной социокультурной, экономической и образовательной ситуацией в стране.
Публикация «Конспект НОД „Родной край, Крайний север“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Старший дошкольный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Данная игра способствует формированию основ гражданской идентичности, через систематизацию знаний о своей малой Родине (г. Нарьян-Мар). При проведении игры применялись различные формы и методы работы. Данный материал можно применять на занятиях по окружающему миру в подготовительной группе.
Цель: Способствовать развитию воображения дошкольников, используя современные нетрадиционные методы и приемы, в частности, посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест – технологии, способствующей формированию у детей самостоятельного мышления, развитию фантазии и познавательной активности.
Задачи:
1. Образовательная
- закреплять представления детей о растениях и животных родного края, государственных символах городов НАО;
- закрепить в самостоятельной деятельности умение находить отличия между предметами, классифицировать, выявлять закономерности;
- дать возможность применить в игровой ситуации полученные знания и умения;
- закреплять способность работать по инструкции.
2. Развивающая
- развивать способность к целостному восприятию художественной фотографии и картин;
- развивать поисковую активность, стремления к новизне;
- расширять кругозор, эрудицию;
- развивать концентрацию внимания в ситуации большого количества отвлекающих факторов, умение быстро актуализировать свои знания окружающего мира.
3. Воспитательная
- воспитывать личную ответственность детей за выполнение задания.
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в группе, умение входить в контакт и излагать свои просьбы.
Предварительная работа:
• формирование команд (в команде 5-6 человек);
• выдвижение капитанов команд;
• разработка символики команд (эмблема, девиз). Символика команды должна отражать тему.
• Кроме того, на данном этапе происходит определение ответственных на станциях («Руководителей станций»);
• разработка заданий «на станциях»;
• определение станций где и будут располагаться сами «задания». Как подсказывает практика, лучше чтобы аудитории располагались на одном этаже. Это поможет сэкономить время на переходы от «станции» к «станции» и поддерживать интерес участников на протяжении всей игры.
Материал:
1. Фото галерея «Природа родного края» (фото и картин нашего родного края).
2. Карта.
3. Три корзины (одна с картинками и две пустые, одна корзина с ягодами – морошка, брусника, черника, малина, клубника и т. д)
4. Детали картины: «Северное сияние», снежная дорога, герб Нарьян - Мара
5. Гимнастические палки, схема орнамент, части гербов городов НАО
6. Спокойное музыкальное
7. Записки:
«По карте пойдешь, детали с картины найдешь»
«Если по схеме все соберете, то необходимую деталь найдете»
«Как только герб вы соберете, недостающую деталь найдете».
Источники:
1. Быховский Я. С. Что такое образовательный квест? // Интернет
2. Сокол И. М. Квест: метод или технология? // Компьютер в школе и в семье. – 2014. – № 2
Ход действия начинается в группе:
Вступительное слово:
Здравствуете, уважаемые участники! Сегодня мы с вами поиграем в игру-квест. А что это такое? Квест - это приключенческая игра, представляющая собой интерактивную историю. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Наш квест будет состоять из разнообразных, в том числе и интерактивных заданий. Попробуем разгадать вместе тайны квеста, из которых складывается история нашего края.
- А какое сейчас время года? Осень
- Да все верно сейчас осень, но тогда почему за окном у нас сугробы (Потому что мы живем на севере.)
-Молодцы!
- Ребята, а вы знаете, что у нас в детском саду есть выставка фото и картин нашего родного края? (ответы детей)
-А вы бы хотели её посетить? (Да)
Ну, тогда отправляемся. (Приходим в фото галерею «Природа родного края» Рассматриваем фотографии, обсуждаем, что на них изброжено.)
- Ребята что изображено на этом фото?
(И вдруг в конце обнаруживаем, что с одной картиной что - то не так, без деталей они пропали)
Ребята, а что случилось с этой картиной? ( ответы детей: кто-то вырезал все детали).
(Я снимаю со стены)
- Интересно, что же там было изображено, как вы думаете?
(По силуэтам пытаемся отгадать, что пропало с картины) (Ответы детей).
- Что же делать? Ведь такую картину нельзя оставлять на выставке.
- А вы бы хотели, помочь и восстановить отремонтировать картину? (ответ детей).
- А как бы мы могли это сделать?
- Правильно найти недостающие детали.
- Постойте- постойте, ребята, а что это такое?
(Переворачиваю картину, и видим сзади план - карта с фотографиями зимнего сада, зеленого зала, музыкального зала, уголка «Родной край» в группе.)
- Ребята, как вы думаете, что это? (карта).
- А что это здесь изображено?
- Для чего это нам оставили? (ответы детей).
- Я тоже думаю, что это подсказка. Тут написано: «По карте пойдешь, детали с картины найдешь» Прямо настоящее детективное расследование в поисках картины.
Ребята, а как называют людей, которые расследуют такие истории? (детективы).
Будем играть в детективов. Давайте, посмотрим, куда нам надо пойти сначало?
(Правильно в зимний сад.)
Отправляемся в зимний сад.
- Ребята как тут красиво, правда? Так, где же нам искать подсказку? Давайте вместе все здесь осмотрим. (Дети находят три корзины одна с картинками и две пустые)
- Ребята давайте рассмотрим, что в этой корзине.
- Ребята что это? (ответы детей - это ягоды).
- Правильно эта корзина с ягодами.
- А как вы думаете, для чего нужны две пустые корзины? (рассуждения детей)
- Может мы, рассмотрим ягоды поближе и поймем, что нам делать?
- Что за ягода у тебя в руках …это морошка. Где она растет? (в тундре) значит, какая это ягода (северная)- молодец.
- А у тебя? Клубника это садовая ягода…. И так со всеми ягодами.
Вот мы и справились с заданием.
(На дне корзины обнаруживаем деталь нашей картины «Северное сияние»)
- Ребята мы молодцы, мы хорошо поработали и у нас уже есть одна деталь нашей картины.
- Где же наша карта - рассматриваем – ребята, где нам искать следующую подсказку… (в зеленом спортивном зале).
- Правильно следующую деталь надо искать именно там.
По дороге обращаем внимание детей на орнамент на стене.
Входим в зеленый зал, а там, на полу рассыпаны гимнастические палки и схема, того что необходимо собрать.
- Ребята, что это такое? Показываю схему ( ответы детей: схема, чтобы сложить по ней узор)
- А здесь еще что - то написано «Если по схеме все соберете, то необходимую деталь найдете» необходимо сложить по схеме фигуры.
Начнем. (Ребята складывают).
- Фигуры готовы.
- Ребята как выдумаете, что у нас получилось на что похоже? (ответы детей - ненецкие орнамент).
- Что обозначает этот орнамент? А этот? Ребята, а где же недостающая деталь?
Мне кажется, где то сегодня мы уже видели орнамент, где? Надо искать там. Возвращаемся и за орнаментом находим недостающую деталь…ребята это еще одна недостающая деталь нашей картины.
- Давайте, посмотрим, куда мы отправляемся дальше. Фото музыкального зала. Отправляемся туда.
В музыкальном зале звучит музыка и голос «Внимание на экран» (игра угадай животное).
- Ребята мы угадали с вами всех животных, а где живут, где обитают эти животные? Правильно это животные нашего родного края.
Но где же деталь от картины? Голос «символ города родного назовешь и деталь от картины найдешь».
А какое из этих животных символ нашего города? Олень.
Ребята, а кто-нибудь видел оленя. Да. Значит, недостающую деталь надо искать там. Находим деталь. Какие вы молодцы, а сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру, чтобы немного отдохнуть «У оленя дом большой»….
- Ребята мы с вами отдохнули, но у нас осталась еще одна недостающая деталь. (На экране появляется фото группы).
- Ребята посмотрите, где это? Конечно же, это наша группа, последнюю деталь надо искать именно там. Идём в группу.
- Ой, а что здесь случилось, на столах разбросаны части гербов города НАО.
Записка «Как только герб вы соберете, недостающую деталь найдете».
- Ребята, что же нам делать? (ответы детей)
Я тоже так думаю, надо правильно собрать гербы. Герб, какого города собрал Кирилл и Лиза?
- Давайте вспомним, что изображено на гербе города Нарьян - Мара (ответы детей).
- Мы вспомнили и теперь мы можем найти и собрать наш герб.
- Где можно найти символику нашего города? Ищем, находим части, собираем. Молодцы ребята, а вот и недостающая часть картины. Давайте посмотрим все ли мы собрали? Все!
- Теперь вернем на место недостающие детали. Как мы это сделаем? Приклеим. Верно. Ребята теперь картина красивая? Да можно её теперь повесить на выставку. Да. Я думаю, мы сделали хорошее дело!